​История создания ИСАРАН:

Информационная система «Архивы Российской академии наук» (ИСАРАН) представляет собой программное обеспечение, которое могут использовать академические архивисты, учреждения которых собирают, хранят и используют документальные собрания, отнесенные к архивному фонду РАН. Сегодня ИСАРАН открыта для любого академического архива, который становится полноценным участником общего корпоративного проекта. Информационная система может предложить ее пользователям как научно-справочный аппарат (списки фондов, реестры описей, оцифрованные описи, справки и обозрения фондов и др.), так и графические образы самих документов, видео- и аудиофайлы. Контент баз данных ИСАРАН постоянно пополняется. Его часть, предназначена для пользователей сети Интернет, генерируется на сайтах в режиме реального времени.

В декабре 2009 г. ядро ИСАРАН – ПО «Учет и Каталог» и БД  «Архив РАН» были зарегистрированы в Роспатенте (номера свидетельств  в государственном реестре – № 2009620604 и № 2009617035).

Свидетельство о регистрации БД «Учет и каталог»Свидетельство о регистрации ПО «Учет и каталог»

Цели  создания ИСАРАН:

  1. Неограниченный доступ пользователей к электронным формам научно-справочного аппарата и архивных  материалов, отражающих  научное и культурное наследие России, в научных, образовательных и познавательных целях.
  2. Создание модернизированной – принципиально новой – системы организации производственных процессов архивной деятельности с применением информационно-телекоммуникационных технологий, направленных на повышение эффективности всех видов традиционной работы.
  3. Автоматизация централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской академии наук.
  4. Формирование качественно новой информационной среды, ведущей к созданию корпоративной системы (сети архивов Российской академии наук) аудиовизуального и электронного архива (системы структурированного хранения электронных образов документов, которая обеспечивает надежность хранения, конфиденциальность, разграничение прав доступа, быстрый и удобный поиск информации).

Задачи, которые решает ИСАРАН:

  1. Автоматизация основных направлений деятельности Архива
    • обеспечение сохранности документального комплекса
    • комплектование архивных фондов новыми поступлениями
    • централизованное ведение государственного учета документов
    • создание электронного научно-справочного аппарата
    • подготовка учетно-отчетной документации по всему Архивному фонду РАН
    • использование документов (выставки, публикации, презентации)
    • создание общедоступного электронного фонда пользования
  2. Обеспечение поиска архивной информации по Электронному каталогу
    • Поисковые образы электронного каталога не привязаны к громоздким классификаторам, словарям или рубрикаторам. Запрос в поисковой системе электронного каталога осуществляется по ключевым словам; не требует специальной подготовки, привычен и удобен любому пользователю, знакомому с поиском в глобальной сети Internet.
  3. Организация доступа к архивной информации для широкого пользователя в режиме online на специальном сайте информационной системы - http://isaran.ru/
    • дифференцированный доступ к различным уровням информации через авторизацию на сайте
  4.  Проведение научно-исследовательских работ
    • создание историко-научных БД
    • создание библиографических БД
    • изучение и анализ научного наследия и истории российской науки
  5. Обеспечение организационно-управленческих функций
    • статистика процедур и рабочего времени сотрудников в ИСАРАН
    • отчеты по направлениям деятельности и видам работ Архива и др.

Основные принципы ИСАРАН:

  1. Преемственность по отношению к традиционно сложившейся системе государственного учета и научно-справочного аппарата, контроль за обеспечением сохранности и учет использования документов;
  2. Наследуемость автоматизированных архивных технологий: каждая последующая версия технологии определенного типа позволяет использовать информационные ресурсы, накопленные в рамках предыдущей версии;
  3. Системность в реализации технологических и информационных решений как одного архивного учреждения, так и группы архивных учреждений;
  4. Внутриотраслевая унификация методов описания, представления, передачи и обработки данных в электронной форме в рамках основных направлений деятельности архивных учреждений;
  5. Программа бесплатная (freeware) и не может использоваться для коммерческих целей. Распространяется по архивной системе РАН на безвозмездной основе, при условии, заключения Лицензионного договора.

Описание ПО ИСАРАН:

Программное обеспечение ИСАРАН создано в популярной среде визуальной разработки – Delphi (Дельфи) клиент-серверная версия и адаптировано к специфике ведомственного Архивного фонда РАН.

Требования к аппаратному и программному обеспечению:

  • Процессор: Pentium 3 или более современный с тактовой частотой 1Гц и выше.
  • ОЗУ: 256 Мб и более.
  • Жёсткий диск: 100 Мб свободного места.
  • ОС: Windows XP, Vista, 7.
  • СУБД: Firebird - для работы с файлами БД необходима установка Firebird 2.5.

В основу ПО (и архитектуры ядра ИСАРАН – БД «Учет и Каталог»)  положен Общий Международный стандарт описания архивных документов [General International Standard Archival Description] - ISAD(G), утвержденный Специальной Комиссией по стандартам Международного Совета архивов (Стокгольм, Швеция, 21-23 января 1993 г.), который закрепил принцип многоуровневой структуры данных (фонд – опись – дело – документ) в архивном описании документов, и установил органическую связь между архивной деятельностью и основами теории информатики на всех этапах: от создания информации до ее потребления.

Концепция ИСАРАН основана на принципе постепенного наращивания функциональных возможностей ПО.

ПО поддерживает следующие функции:

  • структурирует данные;
  • имеет локальный и/или удаленный доступ к данным;
  • безопасно хранит данные и разграничивает доступ пользователей к данным;
  • сохраняет резервную копию и восстанавливает базы данных;
  • отображает статистику работы пользователей с базой данных;
  • проводит обработку данных (осуществляет поиск, сортировку, составляет отчеты по заданной теме и т.п.);
  • поддерживает процесс сканирования документальных источников и обеспечивает обработку и хранение их цифровых образов;
  • формирует итоговые формы документов (отчеты) по запросам пользователей и представляет их в удобном для пользователя виде;
  • поддерживает актуализацию и оптимизацию  БД;
  • нацелено на представление данных в удаленном доступе через Интернет.

В ИСАРАН заложена идея создания, так называемого, Центрального фондового каталога (ЦФК) к Архивному Фонду Российской академии наук (централизованного хранилища интегрированных метаданных корпоративных информационных ресурсов с возможностью общего и раздельного поиска, фильтрации данных, составления общей для всей системы архивов РАН учетно-отчетной документации и общего электронного каталога по широкому спектру тематики документальных собраний архивов - участников интегрированного ресурса).

Структура ИСАРАН:

В настоящее время ИСАРАН представляет собой комплекс из 12 взаимосвязанных программных приложений – баз данных и функциональных программных блоков, которые интегрируют сведения научной и прикладной историко-научной и архивоведческой деятельности, обеспечивая решение основных информационных задач Архива и контингента пользователей архивной информации за его пределами.