Страница №108

Доброгаев Сергей Мартинианович (фонд 829)

Физиолог речи, невропатолог.

Род. 2 июля 1873 г. в г. Стародубе Черниговской губ., ум. 4 апреля. 1952 г. в Ленинграде. Доктор медицины (с 1922), доктор медицинских наук (с 1935), организатор и заведующий лабораторией физиологии речи АН СССР (1938-1948), доцент Ленинградского государственного университета (1923--1927), профессор Ленинградского института философии, лингвистики и истории (1928-1935), Ленинградского педагогического института им. Герцена (1932-1935) и Военно-медицинской академии (с 1937),

Научные труды (неопубликованные и незавершенные) и материалы к ним:

по физиологии речи - «Задачи физиологии речи как учения о речевом поведении человека и связь ее с науками лингвистическими, биологическими, палеонтологическими, социальными, историческими и т. п.»; «Основы физиологии речи как научной системы»; «О кинетической речи, доказательствах ее существования в школе академика Н. Я. Марра»; «Исследование разговорной речи»; «Эволюция и революция в учении о речи человека»; «Анатомо-физиологическая проекция фонематических звуков в коре мозговых полушарий»; «Нервная ткань как главный аппарат работы органа в общем и речевом поведении»; «Определение безусловных и условнорефлекторных реакций»; «Речевые рефлексы; значение гипотез акад. П. Павлова о речевых рефлексах для учения о речи и мышлении человека; «Рефлекторная работа человеческого мозга в зарождении и развитии речевых соотношений»; «О процессах и принципах речи»; «Принцы работы мозга человека в речи и мышлении» (принципы хранения, конкретизации, абстракции, синтеза, анализа, изменчивости, комплексаторности, типизации и др.); «Принципы единичных изолированных рефлекторных соотношений человека со средой»; «Предложение и фраза аспекте учения о языковых комплексах как функциях мозга»; Е. И. Устиновой) «Метод исследования явлений речевого общения типа фраз и предложений» и «Работа мозга человека в языковых комплексах типа предложений и фраз»; «Гигиена умственного труда»; курсы лекций и конспекты отдельных лекций по основам физиологии речи;

по патофизиологии речи, логотерапии и логопедии - «Основы патофизиологии и терапии речи»; «Патофизиология речи как научная система. Предмет и связь ее с науками, изучающими вопросы речи и мышления»; «Терапия болезней речи общая и частная»; «Речевые аппараты глухонемого в аспекте современного учения об аппаратах речи нормально слышащего»; «Описание форм речевых заболеваний, входящих в намеченные патофизиологии речи классификационные категории»; «Причины речевых заболеваний»; «Болезни речи и их лечение»; «Методология лечения афазии с точки зрения учения о речи как рефлексе»; «Методы, применяете в научно-исследовательской и научно-технической работе по патофизиологии речи»; «О речевых и общих комплексах поведения глухого»; «Патология и терапия речи и мимика»; «Заикание»; «Речь человека с вырезанным языком»; «Логопедия»; «Косноязычие»; «Неврозы речи»; «Речь психически больных» (черновик); курсы лекций и конспекты отдельных лекций по патофизиологии речи, логотерапии и логопедии;

по происхождению речи - «Звуко-кинетический сигнализм у обезьян. Исследование и наблюдения над Рафаэлем в Колтушах»; рисунки шимпанзе Рафаэля; «К проблеме возникновения у первобытного человека речи, мышления и осуществляющих их мозговых структур»; «Воззрение Чарльза Дарвина на гипотезу о высших и низших расах»; «Происхождение речи»; отношение членораздельной речи и мышления в процессе возникновения их у первобытного человека»; «Выводы о рассудочной деятельности обезьян»; «Учение о строении тела животных - гипотеза о вымершей обезьяне»; лекции: «Биология, рассматривающая человеческий организм как живую книгу», «Анатомия речевых аппаратов в аспекте учения о речи как о социально-физиологическом явлении», «Учение о речи человека в аспекте современных научных данных» (конспект лекции);

по психологии - «Психологическая характеристика личности современного ученого»; «Несостоятельность гипотезы о том, что субъективный мир человека есть мир психики»; «Борьба за культуру речи есть борьба важнейшее развитие всякого человека»; «Явление ненависти в процессе вития культуры»; «Методика социально-психологического изучения чности преступника»;

отзывы о научных трудах других лиц - А. И. Блюменау «Новый метод обучения звуков „р” и „л”»; Я. В. Доя «Против субъективного идеализма в языковедении».

Материалы по педагогической деятельности:

в Ленинградском государственном университете и Ленинградском институте философии, лингвистики и истории - программы курса лекций по физиологии речи (1926-1930);

в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена - учебные программы; докладные записки; планы и другие материалы кафедры физиологии и патофизиологии речи, логопедии, сурдопедагогики (1932-1935).

Материалы по научно-организационной деятельности:

в Лаборатории физиологии речи АН СССР - планы; отчеты; списки сотрудников; протоколы научных, производственных совещаний, комиссий по проверке работы лабораторий и другие материалы (1938-1948); стенограмма выступления С. М. Доброгаева на собрании актива работников ленинградских учреждений АН СССР от 1 июня 1940 г. по вопросу о разработке наследия И. П. Павлова и Н. Я. Марра;

в Институте языка и мышления АН СССР - сметы; штаты; переписка и другие материалы группы специалистов по физиологии речи, прикрепленных к Институту (1949-1950);

в Кружке языковедов-биологов Ленинградского университета - протоколы заседаний; докладные записки; расписания занятий; доклады и другие материалы (1927-1932);

в Лаборатории физиологии речи Института литературы и языков Запада и Востока и Научно-исследовательского института речевой культуры - докладные записки; протоколы заседаний; списки тем; отчеты; планы; переписка (1928-1933);

в Железнодорожной школе-интернате глухонемых - планы; отчеты; докладные записки (1931-1932);

в Ленинградском областном институте глухонемых - протоколы заседаний; планы; докладные записки (1932-1933);

в Кабинете физиологии речи Ленинградского института философии, лингвистики и истории - планы; отчеты; докладные записки (1932-1936);

материалы об участии С. М. Доброгаева в организации логопедических учреждений (1923-1928), Научно-исследовательского и Научно-практического институтов речи (1937-1938) - докладные записки; проекты; переписка.

Биографические материалы: метрика (копия); характеристики; список научных трудов; переписка об их издании; отзывы и заключения о них С. И. Вавилова, Н. С. Державина, С. П. Обнорского, В. Н. Колбановского, Н. А. Подкопаева, М. И. Аствацатурова, В. В. Строганова, Э. А. Асратьяна.

Письма к С. М. Доброгаеву - среди корреспондентов А. А. Ухтомскийг С. М. Эйзенштейн и др.

Научные труды и материалы других лиц: Е. И. Устинова: «Речь и мышление», «Заметки о Ч. Дарвине», «К поискам практического применения знаний по физиологии речи», «Физиология речи как особый раздел научного знания о рефлекторной деятельности мозга человека», «К учению о коллективе и общественно-обусловленных соотношениях», «Что дает учение И. П. Павлова о II сигнальной системе для психиатрии», «О слове» и др.; Н. В. Пясецкая-Манучарова: «Мимико-жестикулярное воспитание на анатомо-физиологических основах», «Сочетания мимики и жеста с звукопроизношением как функции сигнально-символической работы мозговых полушарий», «Воспитание выразительности речи у глухонемых», «Система Дельсарта», «Тезисы современного балета с приложением схемы классификации движения человека» и др., а также исполненные под редакцией Н. В. Пясецкой-Манучаровой переводы французских, немецких и английских книг и статей о движении и танце; биографические материалы Н. В. Пясецкой-Манучаровой и отзывы о ее научной работе.

Фонд принят от ученицы С. М. Доброгаева Е. И. Устиновой в 1953 г.

1910-1951 гг. 448 ед. хр.

 


<<<111113116119120121122123124127129134139140141144>>>