«Сказочная атмосфера театра»: документы по истории театра в Архиве РАН

Атмосферу театра сложно сохранить и еще труднее воссоздать. Состоялось представление, отгремели аплодисменты, погасли рампы… И чудесный мир постановки, только что живший своей жизнью на сцене, безвозвратно исчез…

Куда заберут декорации? – Возможно, используют в следующем спектакле.

Расписные костюмы? – В лучшем случае, их можно будет увидеть в музее.

А где найдут отражение впечатления зрителей?

Новые средства фиксации позволяют воспроизводить запись театрального действа, но способны ли они передать атмосферу?

Если сам театр начинается с вешалки, то его история – с архива.

Конечно, с понятием «театральный архив» больше ассоциируются музей А.А. Бахрушина или музей-квартира Г.С. Улановой. И мало кто знает, что в Архиве РАН можно найти источники для исследования темы тетра, ведь именно здесь хранятся личные фонды ученых, которые изучали театр, коллекционировали театральные афиши и пригласительные билеты, фотокарточки артистов, переписывались с деятелями театра и искусства, а некоторым атмосфера театра помогала выживать в непростые десятилетия XX века.

В разные годы театр предстает не только местом сценического действа, но и пространством культуры, власти, дискуссии, научного дискурса. Не случайно в своих размышлениях о театре известный историк и археограф А.А. Зимин назвал его атмосферу «сказочной».

И мы приглашаем Вас пройти в импровизированное театральное фойе, чтобы рассмотреть уникальные и разнообразные документы из Архива РАН, связанные с историей театра.

Над проектом работали сотрудники Архива РАН: С.А. Лиманова, О.В. Селиванова, А.Г. Цыпкина, И.Ю. Бровченко, Н.В. Колодина.

 

 

Театральное фойе

Если Вы встанете лицом к окну, то по левую руку от Вас окажутся стенды с фотокопиями разнообразных театральных афиш и пригласительных билетов, затем «Театр в лицах и письмах» и «Театр в моей жизни». «Лица» представляют собой копии фотокарточек известных дореволюционных театральных деятелей, актеров и актрис, сохранившиеся в личных коллекциях ученых. Визуальный ряд дополняется перепиской между деятелями театра, политиками и учеными по самым разным вопросам. Стенд «Театр в моей жизни» – собирательный и в то же время персональный. Он показывает то, какую роль может играть театр в жизни ученого: от объекта исследования до источника вдохновения, от хобби до стимула к жизни. Со стендами тематически перекликаются витрины, в которых можно увидеть подлинники документов по истории театра из Архива РАН.

С правой стороны от окна находятся стенды, раскрывающие разные представления об измерении театра: театр как арена борьбы политических идей; театры как пространство власти, культуры или научного дискурса; театр как способ выстраивания межкультурного диалога. В далеком 1917 году театральные залы перестали быть исключительно пристанищем искусства. Они вернули себе изначальную функцию лицедейства, только уже не артистического, а политического или даже агитационного. С тех пор мероприятия государственной важности регулярно проходили в стенах театра, что свидетельствовало об их статусе и масштабности. В театр приглашали самых почетных гостей, в то время как многие заграничные артисты в разные периоды российской истории сами стремились выступать на русской сцене.

В центральных стеклянных витринах, как и на двух витринах при входе на второй этаж, размещены современные театральные афиши, программки, книги о театре, а также различные театральные реквизиты.

 

Выставка открыта для посещений до 21 февраля 2020 г.