SCIENCE-ART: союз науки и искусства

12 сентября в Архиве РАН открылась выставка-фестиваль «Образостроение-2017. Конвергенция искусства и технологии», Параллельная программа Московской биеннале современного искусства- 2017. Все слышали о скором вступлении цивилизации в шестой технологический уклад, базовыми технологиями которого объявлены нано-, био-, инфо- и когнитотехнологии. Выставка Фестиваль объявила программной для себя задачей — изменить образ предполагаемого технологического будущего путем внесения в него «пятого» элемента — Искусства.

На выставке В выставочных залах Архива РАН представлены разнообразные произведения — как традиционные живописные, так и с использованием информационных технологий, есть живописные статичные произведения, есть и динамичные. Приводим в порядке комментария несколько суждений тех, кто имеет прямое отношение к организации данного мероприятия.

И.А. Урмина, доктор культурологии, руководитель зав. отделом музейно-выставочный группы Архива РАН. Наука и искусство — две части нашей культуры. Три великих постмодерниста Жан Франсуа Лиотар, Мишель Поль Фуко, Жак Деррида подарили нам образостроение как возможность многозначности образов: наличие образов научных структурно-логических, которые мы воплощаем в аккумулированных знаниях, и наличие образов искусства, которое не знает структурных границ.

Н.А. Наумов, математик, художник, куратор выставочных проектов. В чем суть науки и искусства? Они как бы дополняют друг друга, взаимодействуют, моделируют: получаем научную модель художественного процесса.

О.А. Победова, член-корреспондент Академии художеств, заслуженный художник РФ. Хочу поблагодарить Архив Академии наук, предоставивший это замечательное пространство, и Николая Наумова, который собрал нас на эту прекрасную выставку. Художники, которые работают не только с традиционными материалами, волей-неволей выходят на высокие технологии, новые разработки в науке.

И.Н. Вольнов, к.т.н. заведующий кафедрой МГИУ. На каком принципе построено научное мышление? Позитивисты дали ответ: на принципе экономии мышления. А творческая деятельность человека? — На принципе избыточности мышления и деятельности. Здесь мы как бы смыкаем два противоположных полюса, которые и задают возможности нашего мышления. Почему это важно? Будущее сейчас является предметом сильного столкновения на всех уровнях — идеологических, смысловых, политических, цивилизационных. И в будущем мы видим умную машину, наделенную искусственным интеллектом, которая полностью вытесняет нас с вами с исторической арены — это вызов человечеству. Есть ли у нас адекватный ответ? — Это чуть ли не самое принципиальное, что стоит сейчас перед человечеством. Если мы разделим интеллект и мышление, то мы поймем, что человек наделен мышлением. И в этом наш с вами шанс — ответить на этот вызов.

И.А. Чаева, с.н.с. Музейно-выставочной группы АРАН.  У художников и ученых разные системы мышления. Мы относим мышление ученых к левому полушарию, а художников — к правому. У тех же художников, которые занимаются наукой, воплощенной в искусстве — работают два полушария. Т.е. им доступны те и другие области. Работы этих авторов побуждают к раздумью и раскрытию внутренних смыслов.

Ю.М. Батурин, член-корреспондент РАН. У меня есть свои мысли по поводу каждого из произведений, которые я вижу здесь. Есть произведения поп-арта, и я вспоминаю, что, может быть, я был первый (а, может быть и последний), кто на борту космической станции использовал объекты искусства, в т.ч. и произведения поп-арта, как предметы экспериментов. Поп-артом очень интересуются психологи (а не только рекламщики), психологи в подобных объектах выявляют особенности человека, скажем, применительно к деятельности оператора космического аппарата — они знают, что мы не просто рассматриваем эстетический предмет, а он несет в себе для нас определенную научную ценность. Вот здесь, на выставке в произведении Геннадия Васильева можно видеть построение пространства с помощью квадратов — не исключено, автор и не подозревает, что его произведение является наглядным визуальным отображением кватернионов (есть такой объект в математике — гиперкомплексные числа, где три мнимых единицы и одна действительная часть). Вот и выходит: это не просто абстрактный математический объект, а он используется для ориентации космических аппаратов. Повороты этих квадратов, собственно говоря, есть повороты этих кватернионов. Думаю, найду еще много интересного на выставке.

А.Г. Пушкарев, художник, к.т.н., проф. кафедры дизайна Гуманитарно-прикладного института НИУ «МЭИ».  Созерцательное восприятие объектов способствует открытию новых границ индивидуального восприятия, образных решений. Нужен некий визуальный континуум, в котором зритель открывает для себя движения и образы. Мы живем в эпоху постмодерна, когда начинает доминировать клиповое мышление — активный проект, фактор движения, постоянное изменение ситуации, перфоманс. Есть и другой вид мышления — медитативный, аналитический. Мои работы, представленные здесь, статичны, статика требует фона, фокусировки акцентировки того что есть — движение проходит по поверхности. В нашей стране еще в восьмидесятые на Каширке была выставка «Геометрия искусства». Во всем мире сайнс-арт — это тренд, он существует, развивается, завоевывает рубежи, да еще в соединении с технологиями. То, что сейчас эта выставка в рамках Московского биеннале организована — знак того, что этот тренд и у нас окрепнет, получит поддержку, паблисити.

Ю.С. Воронков, проф. РГГУ, зав. каф. истории науки Института истории естествознания и техники РАН.  Отталкиваясь от имен Яна Вермейера, В.И. Вернадского, Б.В. Раушенбаха, видим, что взаимосвязи науки и искусства лежат и в основании учебного процесса — отвечают на вопрос «как научить?». Например, каким образом донести до студентов с помощью современных технологий, т.е. как бы через игру, существо творчества Леонардо да Винчи — человека универсального, соединяющего в себе одно, другое, третье?  Мы ставим задачу — не просто копирование работ Леонардо, а как бы погружение в процесс его творчества. Делаем так: рисунки Леонардо сканируются, на их основании делается 3D-модель из нее 3D-объект. Это — совершенно новая реальность! Леонардо не делал этого, не изменял мерность своих объектов, не воплощал их в пространстве. Но ребята, которые проходят через эту практическую работу, знакомятся с работами Леонардо, погружаются, пытаются представить — новая реальность требует осмысления, метрологического обоснования, она существует. Здесь открываются большие перспективы: соединение науки, искусства и образования с применением современных технологий меняет возможности человека в познании мира, в обучении, в создании нового мира. Здесь на втором этаже представлены пять экспонатов — работы Леонардо да Винчи в 3D.

В.Ю. Афиани, директор Архива РАН. Тема взаимосвязи, конвергенции науки и искусства в XXI веке имеет огромное количество граней и ею занимаются художники, многие из которых одновременно сами являются учеными-исследователями. Эта тема соединения искусства и науки исследуется Архивом Российской академии наук почти 10 лет — у нас была проведена серия выставок в разных форматах, а начинали мы с того, что показывали литературные и художественные произведения выдающихся ученых, которые хранятся в Архиве РАН. Иными словами, подобные выставки для нас не являются чем-то чужеродным, Архив РАН развивает и музейное, и выставочное направление.

Ю.М. Батурин. Руководит этим направлением член Академии художеств и член-корреспондент Российской академии наук Александр Генрихович Толстиков, мой друг, поздравим его с открытием этой выставки!

И.Н. Вольнов. Наше мероприятие будет на пяти площадках — следите за деловой программой каждой из площадок, она весьма насыщена, в частности, мы хотим провести «Налимовские чтения» в рамках этой выставки в Архиве РАН 30 сентября  — добро пожаловать!

Организаторы: Архив РАН, Московский Политех, Международный Институт Новых Образовательных Технологий (РГГУ). Выставка работает: сентябрь-октябрь-ноябрь 2017.

Сергей Шаракшанэ

Пресс-секретарь пресс-службы РАН,
кандидат философских наук



Фотографии выполнены Ниной Иняковой, РИА Новости.





Видео отснято Сергеем Алихановым.