Федор  Ипполитович  Щербатской

(30.8/11.9.1866, Кельце, Польша, — 18.3.1942, Боровое Акмолинской обл. (Казахстан)

 

 

11 сентября исполнилось 150 лет со дня рождения крупнейшего русского индолога, тибетолога и буддолога, академика Академии наук (1918),   основателя русской школы буддологии, -   Федора Ипполитовича Щербатского .

Щ. окончил Петербургский университет (1889). Ученик индианиста-филолога, основоположника научной индологии в России профессора И. П. Минаева, выдающийся ученик основоположника русской школы буддологов В.П.Васильева. Был командирован за границу, где занимался индийской поэтикой в Вене у санскритолога Г. Бюлера  и философией  в Бонне у Г. Якоби. В 1893 г. возвратился в Россию  занимался общественной деятельностью — был земским гласным и уездным предводителем дворянства. Вместе с С. Ф. Ольденбургом основал серию «Bibliotheca Buddhica» (с 1897), в которой многие крупнейшие востоковеды мира печатали тексты, переводы и исследования письменных памятников Индии, Тибета, Монголии.  В октябре 1899 г. участвовал в работе 12-го международного конгресса ориенталистов в Риме на котором было объявлено о нахождении древних буддийских рукописей в Синьцзяне. В 1900 в Монголии изучал рукописи (на тибетском языке) в библиотеках буддийских монастырей.

С 1901 по 1930 гг. -  профессор Петербургского (Ленинградского) университета , читл лекции на кафедре санскритской словесности факультета восточных по  санскрит, пали и тибетский язык в университете и в Ленинградском институте живых восточных языков. В 1905 г. был командирован в Ургу для переговоров с Далай-ламой XIII Тхубтэном Гьяцо. Во время встреч с далай-ламой, вел с ним беседы на различные темы, в т.ч. по вопросам буддийской философии, и переводил ему тибетские стихи на санскрит,  на тибетский литературный язык известия англо-китайских газет о Тибете, на русский язык документы  приближенных далай-ламы. В 1910—1911 гг. совершил поездку в Индию. Посещает Бомбей, Пуну, Бенарес и Дарджилинг для изучения буддийской научной литературы на санскрите. С 1918 года - действительный член Российской Академии наук.

В начале 1920-х годов работал в Англии, по заданию советской дипломатической миссии, с лордом Керзоном. В 1923 г. в Лондоне была издана первая книга его большой "трилогии" по буддийской философии "Центральная концепция буддизма и значение термина "Дхарма". В 1924 году научная поездка в Бурятию. В 1928—1930 гг. — директор Института буддийской культуры (ИНБУК), преобразованный затем в Индотибетский кабинет Института востоковедения АН СССР. В 1930—1942 гг. — заведующий Индо-тибетским кабинетом Института востоковедения АН СССР. В 1937 году Щербатский подвергся резкой критике, а многие его ученики были репрессированы во время борьбы с «идеализмом в востоковедении». В 1937 году участвовал в организации приезда в СССР индийского буддолога Рахула Санкритьяяна, ставшего преподавателем в ЛГУ. В 1941 году  он в числе других выдающихся  учёных был эвакуирован в посёлок Боровое в Северный Казахстан, где скончался.

Ф. И. Щербатской — автор свыше 60 работ, из них 6 монографий. Основные труды посвящены философии буддизма, анализу философских оснований северного буддизма Махаяны (направление, которое распространилось в Тибете, Монголии, Китае, Японии, Корее). Исследования Щ. по буддийской философии и логике, содержащие оригинальный анализ, перевод и толкование источников, оказали влияние на развитие буддологии и индологии, явились также открытием для европейской науки древнеиндийской логики. Основываясь на широком круге санскритских и тибетских источников, Щ. фактически стал инициатором современного исследования буддийской логики и теории познания, а также системного изучения всего наследия буддийского идеализма виджнянавадинов, школы Дигнаги, в контексте ее диалога с реалистическими системами инд. философии (ньяя-вайшешика и миманса). Основываясь на «внутрииндийской компаративистике», Щ. ввел инд. философов в системный диалог и с зап. мыслью. Задача перевода буддийских текстов — в их максимальной европеизации, введении в понятийную сетку современной филос. мысли. Уже в «Теории познания и логики по учению позднейших буддистов» (1906—1909) он установил критерием результативности инд. даршан соответствие кантовско-му критицизму. В своем итоговом труде «Буддийская логика» (1930—1932) Щ. выявил основание системы Дигнаги в акцентировании генетических различий между «чистым восприятием» и дискурсивным мышлением (важнейшая параллель с И. Кантом): два источника знания соответствуют двум «реальностям». Щ. специально исследовал типологические различия инд. и аристотелевской логики, впервые поставил вопрос о проблеме универсалий и отрицательных суждений в инд. философии. Параллели буддийским моделям он усматривал (помимо Канта) в монадологии Г.В.Лейбница, диалектике Г.В.Ф. Гегеля, «философии потока» А. Бергсона, критике основных филос. понятий у Ф.Г. Брэдли, в «десубстанционализме» Э. Маха и Б. Рассела. На Щ. оказала влияние работа Гуссерля — «Logische Untersuchungen».

Щ. Рассматривал буддизм как философское учение близкое к современной ему европейской научной мысли. Он писал, что «основные стороны буддийского философского учения», «будучи правильно поняты и переложены на наш философский язык, обнаруживают замечательную близость как раз к самым последним, самым новейшим достижениям в области научного миросозерцания».

Перевёл и издал ряд памятников санскритской и тибетской литературы. Имя Щ. приобрело широкую популярность в странах Запада и Востока, он был избран почётным членом научных обществ Великобритании, Германии, Франции.

Щ. владел усадьбой в Лютке (ныне – Ленинградская обл.).  Главный дом усадьбы Щербатского был построен в 1870-ые гг., сохранившийся в настоящее время, но заброшен. Сохранилась часть хозяйственных построек, остатки парка и каменный крест над источником.

Личный архив: СПФ АРАН. Фонд 725. "Щербатской Федор Ипполитович»; Место хранения личного дела: АРАН.  Ф.411. Оп.3А. Д.14.

Соч.: Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. СПБ, 1903— 1909. Ч. 1—2 (переведена на немецкий и французский языки); The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923; The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Buddhist logic. Leningrad, 1930—1932/ V. 1—2. Полная библиография трудов Щ. см. в кн.: Библиография Индии, [3 изд.], М., 1976. См. также: http://www.orientalstudies.ru/rus/images/personalia/pdf/stcherbatsky.pdf

Лит.: Ольденбург С., Щербатской Федор Ипполитович, в кн.: БСЭ, 1 изд., т. 62, М., 1933; Аникеев И. П., Выдающийся русский индолог Ф. И. Щербатской// «Вестник истории мировой культуры»/ 1958, №3; Федор Ипполитович Щербатской: (К столетию со дня рождения) // Народы Азии и Африки. 1966. № 6; Индийская культура и буддизм. Сб. ст. памяти акад. Ф. И. Щербатского. М., 1972;  альянов В. И. Академик Ф. И. Щербатской. Его жизнь и деятельность // Индийская культура и буддизм. Сб. ст. памяти акад. Ф. И. Щербатского. / Под ред. Н. И. Конрада и Г. М. Бонгард-Левина. — М.: Наука, 1972. — С. 13-26; Сидорова Е.Г. Интерпретация буддизма средствами философской компаративистики: вклад Ф. И. Щербатского в формирование языка межкультурного диалога // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2008. № 3. С. 47-57.

Информационные ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9,_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%98%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://slovarix.ru/filosofskaya_entsiklopediya/page/scherbatskoy_fedor_ippolitovich.8764/;

http://www.orientalstudies.ru/rus/index.php?Itemid=&option=com_personalities&person=242