КОНТАКТЫ

Адрес: 152742, Ярославская область, Некоузский район, пос. Борок       

Проезд: От г. Рыбинск пригородным поездом до ст. Шестихино Северной железной дороги; от ст. Шестихино до пос. Борок рейсовым автобусом 15 км; автомобилем через Сергиев Посад - Углич - Шестихино до пос. Борок

Телефон: (48547) 24-892

Электронный адрес: Nona@ibiw.yaroslavl.ru

Сайт: http://www.borok.ru/history/solncev.shtml  (веб-страница на сайте пос. Борок)

Администрация:  

Носова Наталия Алексеевна – научный сотрудник


ИСТОРИЯ

Федор Григорьевич Солнцев (1801-1892) – специалист по художественной археологии (художник, архитектор и историк), руководитель знаменитого издания «Древности Российского государства». Родился в селе Верхне-Никульское недалеко от Рыбинска (ныне Веретейское сельское поселение Некоузского района Ярославской области), в семье крепостных крестьян, в имении графа И.А. Мусина-Пушкина. Окончил Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Впоследствии стал академиком живописи (1836). Оригиналы его живописных работ хранятся в Оружейной палате Московского Кремля, во многих музеях России, Европы и США, частных коллекциях.

Трудам Солнцева русская наука обязана собранием «Древностей Российского государства» и «Керченских и Фанагорийских древностей». По рисункам Солнцева восстановлены многие здания Московского Кремля, украшены залы Кремлевского Дворца. Ему принадлежит первенство открытия и восстановления мозаик и фресок Софии Киевской, Успенского собора Киево-Печерской Лавры, Дмитровского собора во Владимире.

Прожив почти целое столетие, Ф.Г. Солнцев проявил себя в различных областях науки и творчества: был художником, религиозным и историческим живописцем, иконописцем, иллюстратором атласов и богословских книг, одним из пионеров русской реставрационной школы, а также педагогом. Однако его деятельность можно отнести скорее не к художественной сфере, а научной, т.к. все, созданное Ф.Г. Солнцевым, - это не плод его воображения, а научное документирование памятников культуры Древней Руси. В течение всего XIX столетия бытовало понятие «ученый художник». Живопись такого рода всегда стремилась наиболее точно воспроизвести натуру и артефакты. В своих рисунках Федор Григорьевич Солнцев также изображал предметы старины, археологические находки и памятники древнерусского зодчества. Однако к своим работам он стремился не только приложить схемы и чертежи, но и подробные пояснения, которые он почерпнул из архивных источников. Таким образом, к самой фигуре мастера вполне применимо слово «ученый».

Федор Солнцев стал знаменит, прежде всего, благодаря своим рисункам, изготовленным в многочисленных командировках по древнерусским городам. Поездки были предприняты по инициативе Президента Академии Художеств А.Н. Оленина в 1830—1850-е гг. Во время своих путешествий Федор Григорьевич Солнцев фиксировал памятники средневекового зодчества, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Большинство из 3.000 рисунков позже вошло в многотомное издание «Древностей Российского государства». Этот труд перевернул отношение в обществе к национальным корням, помог по-новому оценить историю, культуру и искусство родного отечества.

Музей Ф.Г. Солнцева был создан в Борке 26 апреля 2002 г., его официальное открытие состоялось 27 апреля 2004 года. Музей учрежден по итогам работы II научной конференции «Жизнь и творчество академика живописи Ф.Г. Солнцева. Перспективы изучения и сохранения его наследия» (апрель 2002, Борок) совместным решением участников конференции и администрации Института биологии внутренних вод РАН.

Музей создавался на общественных началах силами сотрудников Музейного отдела ИБВВ при содействии администрации Института и Администрации Некоузского района. Помощь оказали многие сотрудники Института, Рыбинский государственный историко-архитектурный музей, Музей Мологского края, Некоузская центральная библиотека, Некоузский краеведческий музей.

В структуре музея имеется архив.


СОСТАВ ФОНДОВ

Институт биологии внутренних вод РАН предоставил две большие комнаты в современном здании в центре Борка. Некоузский краеведческий музей предоставил для экспозиции в музее литографии акварелей из собрания «Древностей Российского Государства».

Музей начинается с уголка крестьянского быта. расположилась церковная фисгармония. Это подарок Троицкой церкви из Верхне-Никульского. Говорят, в прежние времена этот инструмент использовался для распевки церковного хора. На деревянной лавке разместились нехитрые предметы деревенского быта: самовар, утюг, скребок для муки, туесок, глиняная и чугунная посуда, прялка, как непременный инструмент в деревенской избе. Лыковые лапти расположились рядом с железными калошами - их надевали крестьяне на валенки в весеннюю распутицу.

Самый обширный зал посвящен творчеству художника. Экспозиция охватывает многие этапы деятельности Солнцева. Здесь представлены как работы самого Федора Солнцева, так и архивные документы, фотографии, портреты близких ему людей. Верхний ярус занимают массивные, оправленные в позолоченные рамы изображения Теремного дворца и Большого Кремлевского дворца, где более 10 лет трудился Федор Григорьевич как реставратор и оформитель интерьеров.

Экспозиция еще одной комнаты представляет дворянскую гостиную, которая характеризует этап в жизни Федора Солнцева - жизнь в Санкт-Петербурге, когда он был частым гостем в доме своего покровителя и друга, Президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Эта комнату условно назвали «гостиная Олениных», в ней представлены интерьеры XIX века: мебель, шторы, светильники, зеркала, гравюры. Некоторые вещи подарены жителями Борка.

В ходе подготовки экспозиции музея удалось отыскать ранее не известные архивные документы и уникальный изобразительный материал, из которых родилась идея книги о художнике –  «Федор Солнцев. Портрет художника», осуществленная сотрудницей музея Аллой Николаевной Путинцевой

 



БАЗЫ ДАННЫХ