КОНТАКТЫ

Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д.3 

Проезд: Метро «Адмиралтейская», автобусы 7, 24, 191; троллейбусы – 1, 7, 10, 11; Метро «Невский проспект» / «Гостиный двор», автобусы 7, 24, 191; троллейбусы – 1, 7, 10, 11; Метро «Василеостровская», автобусы 24, 47; Метро «Спортивная»,  автобусы 191, 10; троллейбус 1.

Телефон: (812) 328 -10 -11

Сайт:http://www.kunstkamera.ru/index/museums_structure/research_departments/lomonosov_museum/

Администрация:

Хартанович Маргарита Фёдоровна – заведующая  Отделом истории Кунсткамеры и отечественной науки XVIII в. (Музей М.В. Ломоносова), доктор исторических наук


ИСТОРИЯ

Музей М.В. Ломоносова был создан по решению Президиума Академии наук СССР в 1947 г. как структурное подразделение Института этнографии АН СССР. В 1953 г. он был выведен из состава ИЭ АН СССР и передан вновь созданному Институту истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. В 1993 г. в качестве научного отдела с сохранением научной тематики и со своим коллекционным фондом, фототекой, архивом, библиотекой он был возвращен в состав Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Свое нынешнее название отдел получил в 2009 году.

Музей М.В. Ломоносова был открыт 5 января 1949 г. в верхних этажах башни здания Кунсткамеры, в котором первый русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов работал с 1741 по 1765 гг. и которое к этому времени осталось единственным сохранившимся из зданий академического комплекса XVIII века.

После пожара 1747 г. здание Кунсткамеры было восстановлено архитектором С.И. Чевакинским в 1751-1757 гг. с рядом изменений в архитектурном облике. В 1947-1948 гг. была новая реконструкция Кунсткамеры, автором проекта был архитектор Р.И. Каплан-Ингель, один из инициаторов создания Музея М.В. Ломоносова и его первый директор. Т.В. Станюкович, специалист по русской культуре XVIII века, при участии Р.И. Каплана-Ингеля, сумела за короткий срок при отсутствии специального музейного оборудования и в условиях срочного формирования коллекционного фонда Музея М.В. Ломоносова создать экспозицию и заложить основы научной тематики будущего Музея, который создавался как центр изучения жизни и деятельности М. В. Ломоносова в контексте русской науки и культуры XVIII века. При поддержке Президента Академии наук СССР академика С.И. Вавилова материалы по тематике музея передавались из различных академических учреждений, крупных музейных хранилищ страны, приобретались в антикварных магазинах и у частных лиц. Фонды музея пополнялись и за счет даров. Так как подлинных вещей, принадлежавших М.В. Ломоносову, сохранилось очень мало, было решено пойти путем воссоздания типичных интерьеров эпохи.

В период создания Музея в нем работали лишь три сотрудника: архитектор Р.И. Каплан-Ингель, который занимался восстановлением башни, историк Т.В. Станюкович, создававшая экспозицию, и В.Л. Ченакал, специалист по оптике и приборостроению, позже ставший директором музея.

Когда Музей М.В. Ломоносова был передан Институту естествознания и техники, Т.В. Станюкович осталась в ИЭ АН СССР. На ее место пришла специалист по русской культуре XVIII века Н.В. Соколова. Позже в Музее стали работать также Р.Б. Городинская, И.А. Бренева и Т.М. Моисеева.

С 1993 по 2002 год Отделом «Музей М.В. Ломоносова» МАЭ РАН заведовал Э.П. Карпеев. С 2002 по 2010 - Т.М. Моисеева (и.о. зав. отдела). С июня 2010 отдел возглавила М.Ф. Хартанович.


СОСТАВ ФОНДОВ

В состав музейного собрания входят уцелевшие личные вещи М.В. Ломоносова, мозаичные портреты его мастерской, среди которых особое место занимает одна из лучших мозаик - «Портрет Петра I»; редкие изделия из смальт, изготовленные на фабрике цветного стекла, принадлежавшей ученому, материалы из археологических раскопок первой в России научной химической лаборатории, основанной М.В. Ломоносовым, уникальные научные приборы и инструменты ХIV-ХIХ веков. Уникальным экспонатом является Большой Готторпский глобус, который был первым предметом, помещенным в здании Кунсткамеры в 1726 г., когда оно еще не было достроено. На третьем этаже демонстрируется ряд научных инструментов, в том числе единственная в России зажигательная линза немецкого оптика Э. фон Чирнгаузена, входившая в XVIII веке в число приборов Физического кабинета Кунсткамеры. Приборы, которые были изготовлены в собственных академических Инструментальных мастерских, например электростатическая машина и пресс, воздушный насос, чугунные реторты и стеклянные колбы, которые также использовались для демонстрации опытов, сыграли заметную роль в становлении экспериментальной науки в России и заняли достойное место в собрании Музея М.В. Ломоносова. Особое место занимают научные приборы, которые не связаны с учреждениями Академии наук XVIII века. Между тем это уникальные памятники науки и техники, единственные в России. Среди них астролябия-планисфера 1564 г. фламандского мастера Г. Арсениуса, принадлежавшая полководцу Тридцатилетней войны (1618-1648) К. Валленштейну, счетная машина, созданная Е. Якобсоном в городе Несвиже в середине XVIII века, арабо-мусульманские и европейские астрономические инструменты XIV- XVIII веков.

В собрание музея вошли книги – библиографические редкости, зарубежные и отечественные издания ХVI-ХVIII вв.  украшенные гравюрами. Основным центром становления этого вида искусства стала Гравировальная палата Академии наук. Первый парадный альбом, подготовленный ее мастерами, был посвящен комплексу зданий Академии наук и имел название «Палаты Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры». Он был выпущен в двух форматах. Вариант 1744 г. вошел в собрание гравюр Музея М.В. Ломоносова. Подобранная тематически и насчитывающая более 250 листов коллекция гравюр и литографий, среди которых есть первые оттиски, редких произведений российской и европейской графики XV-XVIII веков.

К 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова в Музее разработан он-лайн каталог "М.В. ЛОМОНОСОВ И РОССИЙСКАЯ НАУКА XVIII В."

 

ЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ М.В. ЛОМОНОСОВА:

 

 

ПУБЛИКАЦИИ О МУЗЕЕ