«…В ПОГОНЕ ЗА СВЕТОМ И ПРОСТРАНСТВОМ…»

Из истории развития отечественной авиационно-космической науки и техники


Иллюстрации на темы истории воздухоплавательных аппаратов из сборника статей
"Воздухоплавание за 100 лет" (С.-Петербург, 1884г.).

В XVIII в. проблема воздухоплавания волновала умы не только европейских ученых, российские деятели так же уделяли большое внимание вопросам покорения неба. Работа братьев Монгольфье шла параллельно с исследованиями российских ученых. В том же году, когда французские воздухоплаватели впервые подняли в небо аэростат, в Петербурге физиком Леонардом Эйлером (1707 – 1783) была рассчитана формула подъемной силы аэростата. Однако дальнейшие исследования пришлось прекратить по приказу Екатерины II, опасавшейся последствий возможного падения аэростата.

В период правления Александра I воздухоплавание в России вновь обретает должное развитие. В 1802 г. был сконструирован первый отечественный воздушный шар, в 1803 г. официально зарегистрирован зрелищный и удивительный полет на аэростате над Петербургом, пилотируемым французским воздухоплавателем Ж. Гарнереном. 20 сентября 1803 г. по повелению императора Александра I с ним поднялся в воздух на воздушном шаре генерал от инфантерии Сергей Лаврентьевич Львов (1740—1812), который и стал первым русским человеком, участвовавшим в воздушном путешествии. 30 июня 1804 г. Российская Академия наук организовала первый в мире полёт воздушного шара с научными целями. Во время полёта этого аэростата, управлявшегося бельгийским воздухоплавателем Э. Робертсоном, профессор химии, ординарный академик Яков Дмитриевич Захаров (1765 - 1836), также находившейся на борту аэростата, выполнил ряд научных опытов по исследованию атмосферных процессов.



Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907) — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. (1876). Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.

Д.И. Менделеев был глубоко убеждён, что изобретение летательного аппарата тяжелее воздуха «составит эпоху, с которой начнётся новейшая история образованности». Во 2-й половине XIX века в России начинают возникать общественные научные организации, игравшие большую роль в развитие воздухоплавания и отечественной авиации. В 1866 г. было основано Русское техническое общество. В 1880 г. по инициативе Д.И. Менделеева в Русском техническом обществе организуется VII (воздухоплавательный) отдел, начинает издаваться специальный журнал «Воздухоплаватель».



Большой привязной аэростат Анри Жиффара (Henri Giffard, урождённый Анри-Жак Жиффар; 1825-1882 — французский изобретатель; создал первый в мире дирижабль с паровым двигателем), на котором Д.И. Менделеев поднимался в 1878 году, в Париже.

В 1878 г. Д.И. Менделеев ездил во Францию, где, наряду с другими делами, знакомился с аэронавтами, слушал лекции о полетах на воздушных шарах, вникал во все детали управления их полетом, читал специальную литературу. В то время в Париже открылась Всемирная выставка, на которой одной из достопримечательностей был огромный привязной аэростат, построенный известным французским воздухоплавателем Анри Жиффаром. Корзина аэростата имела вид круглой веранды, а специальная паровая машина раскручивала вал и разматывала веревку, к которой был привязан аэростат. Поднимался на этом аэростате и Дмитрий Иванович Менделеев. Первый опыт очень пригодился ему потом, когда он получил приглашение совета Русского технического общества принять участие в полете на воздушном шаре для наблюдения за солнечным затмением.



Старт воздушного шара «Русский», на котором Д.И. Менделеев совершил 7 (19) августа 1887 г. полет из города Клина для наблюдения полного солнечного затмения.

Летом 1887 г., благодаря содействию Русского технического общества, Д.И. Менделеев осуществил свой знаменитый полёт на воздушном шаре «Русский». С Менделеевым должен был лететь пилот-аэронавт А.М. Кованько, но из-за прошедшего накануне дождя повысилась влажность, шар намок — двух человек поднять был не в состоянии. По настоянию Д.И. Менделеева его спутник вышел из корзины, предварительно прочитав учёному лекцию об управлении шаром, показав, что и как делать. Менделеев отправился в полёт в одиночестве. Д.И. Менделеев предполагал, что изучение солнечной короны во время солнечного затмения должно дать ключ к пониманию вопросов, связанных с происхождением миров.

Международный комитет по аэронавтике в Париже за этот полёт удостоил Д.И. Менделеева медали французской Академии аэростатической метеорологии.

Д.И. Менделеев проявлял большой интерес к летательным аппаратам тяжелее воздуха, он интересовался одним из первых самолетов с воздушными винтами, изобретенным А.Ф. Можайским. В фундаментальной монографии Д.И. Менделеева, посвященной вопросам сопротивления среды, есть раздел о воздухоплавании.



Рыкачев Михаил Александрович (1840-1919) — ученый-метеоролог, директор (1896—1913) Главной физической обсерватории (с 1899 г. — Николаевской Главной физической обсерватории в Петербурге), ординарный академик Императорской Академии наук (1900). Генерал флота (1909).
Группа ученых в Константиновской обсерватории (магнитно-метеорологическая обсерватория создана в 1878 г. при Главной геофизической обсерватории в г. Павловске) в 1907 г.
На фотографии слева направо: Дубинский В.Х. - зав. Константиновской обсерваторией; Рыкачев М.М. - сотрудник Константиновской обсерватории; Рыкачев М.А. - академик, директор Главной Физической обсерватории; Амундсен Р. - норвежский полярный путешественник и исследователь; Савинов С.И. - зав. отделом метеорологии Константиновской обсерватории; Шокальский Ю.М. - председатель отделения физической географии Русского Географического общества; Кузнецов В.В. - зав. аэрологическим отделением Константиновской обсерватории; Достоевский А.А. - секретарь Русского Географического общества; Саблер С.В. - помощник секретаря Русского Гегорафического общества.

Перед подъемом аэростата. Среди присутствующих академик Рыкачев М.А. [конец XIX в.]

М.А. Рыкачев организовал в России ряд полётов на воздушных шарах с научной целью, причем, дважды он поднимался сам и проводил научные наблюдения. Результаты его полета 1873 г. опубликованы в «Записках Императорского Русского Географического Общества». Совершив лично несколько подъёмов на воздушном шаре, учёный убедился в несовершенстве аэростатов для изысканий верхних слоёв атмосферы и обратился к разработке летательных аппаратов тяжелее воздуха. Рыкачёв сделал ряд испытаний приборов, поднимающихся силой вращения крыльев, и опубликовал полученные им выводы. Предложил способ определения подъёмной силы винта («Первые опыты над подъёмною силою винта, вращаемого в воздухе», 1871). Отсутствие материальных возможностей заставило учёного ограничиться экспериментами по изучению работы несущего винта. В 1896—1897 гг. по инициативе Рыкачёва были начаты наблюдения с аэростатов за формой и движением облаков. В 1881 г. при Императорском Русском техническом обществе возник Воздухоплавательный отдел и Рыкачёв был избран первым его председателем, оставаясь в этой должности 4 года. Рыкачев был председателем первого Международного воздухоплавательного съезда (1904).



Сборник статей "Воздухоплавание за 100 лет". Сообщения, прочитанные в собрании членов Императорского русского Технического , Императорского русского Географического и Физико-химического обществ гг. Рыкачевым, Спицыным, Филипенко и Кузьминским 9-21 ноября 1883г. (Из журнала "Воздухоплавание" С.-Петербург, 1884г.).

В сборнике "Воздухоплавание за 100 лет", изданном в 1884 г. под редакцией М.А. Рыкачева, опубликованы доклады и сообщения, сделанные Рыкачевым М.А., Спицыным В.Д., Филипенко И.И., Кузьминским П.Д. и вступительная речь Эгерштрома Н.Ф. (председатель собрания) на торжественном объединенном заседании Русского технического, Русского географического и Физико-химического обществ 9-21 ноября 1883г., посвященному 100-летию воздухоплавания.

Когда в 1883 г., в связи с празднованием 100-летия воздухоплавания, подводились итоги успехов воздухоплавательных наук, ученые констатировали, что наука по-прежнему не в состоянии ответить на вопрос, отчего летают птицы. Гипотез было почти столько, сколько и исследователей, серьезных же теорий - ни одной. Существовавшие в то время теории сопротивления сред движущимся в них телам не могли дать практических результатов. Приходилось обращаться лишь к известным чисто эмпирическим закономерностям. Не отрицая ту огромную положительную роль, которую сыграли аэростаты и воздушные шары в истории воздухоплавания и в научных наблюдениях, ученые пришли к мысли, что будущее принадлежит аппаратам тяжелее воздуха, т.е. - самолетам.



Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935) — российский учёный-самоучка, исследователь. Один из пионеров космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. (1909 г.)

В 1880-х гг. в России было положено начало новому направлению в области воздухоплавания и летательных аппаратов, когда Константин Эдуардович Циолковский приступил к исследованию способов проникновения человека за пределы атмосферы – в космическое пространство, и возможностей создания для этой цели специальной техники, в виде космических кораблей.




Отрывки вычислений К.Э. Циолковского и чертежи по астрономии - 1878 г.

Научная фантастика, неизменная спутница, а подчас предшественница выдающихся научных трудов и изобретений К.Э. Циолковского. Наглядной иллюстрацией являются странички из сохранившейся еще самой первой «юношеской тетрадки» Циолковского 1878-1879 гг. Ожидая в Рязани назначения на должность учителя, над этой тетрадкой он мечтал с карандашом в руках, делал эскизы небывалых, самых фантастических приборов и устройств, первые наброски будущей монографии, посвященной «свободному пространству».




К.Э. Циолковский «Свободное пространство» (20.02.1883 - 13.04.1883 гг.)

Среди значительного количества опубликованных произведений К.Э. Циолковского, а также оставшихся в рукописях работ научно-фантастические сочинения занимают сравнительно небольшой объем. Но они играли важную роль в начальной стадии разработки и подготовки к опубликованию основных трудов ученого по реактивному движению и межпланетным сообщениям. Первая монография по этим вопросам - «Свободное пространство», написана в Боровске в 1883 г.; в ней впервые сформулирована идея: на космическом корабле будет реактивный двигатель. По форме изложения монография была близка к научно-фантастическому произведению.

В «Свободном пространстве» были даны принципиальная силовая схема реактивного корабля и общее описание его устройства. Впервые опубликована во II томе Собрания сочинений К. Э. Циолковского. М., Изд-во АН СССР, 1954, стр. 25-68.




Статья К.Э. Циолковского "Давление жидкости на двигающуюся плоскость. (Влияние продолговатости пластинки, движущейся в жидкости, на давление, производимое на неё последней)". 6 - 18 мая 1891 г.

В этой работе К.Э. Циолковский впервые установил аналитически и доказал экспериментально - путем устройства оригинального и простого прибора, значение продолговатости крыла. К напечатанию в Трудах Физического отделения Общества любителей естествознания в Москве она была представлена Н.Е. Жуковским и А.Г. Столетовым.




Фрагменты рукописи К.Э. Циолковского «Ракета» с рисунками и чертежами (10 мая 1897 г.)

10 мая 1897 г. К.Э. Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между: скоростью ракеты в любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. Эта гениальная формула получила название "формула Циолковского". Циолковский не знал тогда о такой же схеме Николая Кибальчича, разработанной им перед казнью. Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил приоритет в вопросах научного освоения космоса.



Фрагменты письма К.Э. Циолковского в Санкт- Петербургский университет с изложением статьи "Первые опыты по сопротивлению воздуха". Автограф с рисунками, схемами и фотографией аэродинамической трубы. 5 октября 1897 г. - 17 декабря 1897г.
Приложение: фотография бумажной модели аппарата для опытов по сопротивлению воздуха (аэродинамической трубы)

Первые опыты по сопротивлению воздуха К.Э. Циолковский начал проводить с 1891 г. Тогда их делали только очень немногие, например, Д.И. Менделеев и академик М.А. Рыкачев. Крупнейшим вкладом в развитие экспериментальной аэродинамики является сооружение К.Э. Циолковским аэродинамической трубы в 1897 г.



Обложки опубликованных работ К.Э. Циолковского по ракетно-космической тематике: "Цели звездоплавания", "Исследование мировых пространств реактивными приборами", "Космическая ракета. Опытная подготовка", "Космические ракетные поезда", "Звездоплавателям", Реактивный аэроплан" (1926-1930 гг.)

 



Отрывки с иллюстрациями к работе К.Э. Циолковского "Альбом космических путешествий" (21 февраля 1933 г.)



Статья К.Э. Циолковского "Применение реактивных приборов к исследованию стратосферы" [не окончена] (27.02.1935 г.).
Машинописный вариант.



Кадры кинофильма "Космический рейс" - режиссер - Василий Николаевич Журавлёв (1904-1987), консультант К.Э. Циолковский.

«Космический рейс» — советский научно-фантастический фильм о покорении космоса, созданный киностудией «Мосфильм» в 1935 году. Премьера состоялась 21 января 1936 года. Александр Филимонов писал сценарий фильма при участии и научном консультировании Константина Эдуардовича Циолковского. Благодаря участию последнего, научная сторона фильма была почти безупречной. Кроме устаревших деталей (старт с эстакады, противоперегрузочные ванны), всё остальное впечатляет и сегодня.

Специально для съёмок картины К.Э. Циолковский сделал 30 чертежей ракетоплана. Позже эти рисунки были объединены в «Альбом космических путешествий» изданный в 1947 году.

Сюжет фильма: Лето 1946 года. В Московском Институте межпланетных сообщений проводятся первые опыты по подготовке полета на Луну. Первые опыты не приносят успеха. Запущенный в космос кролик гибнет в полете. Вторая ракета с кошкой на борту бесследно исчезает. Тем временем, на Луну на гигантском космическом ракетоплане «Иосиф Сталин» отправляются его создатель академик Павел Иванович Седых вместе со своими спутниками: Мариной — ассистентом профессора Карина и пробравшимся на корабль в последний момент перед стартом юным изобретателем Андрюшей Орловым. Путешественники прилуняются на обратной стороне Луны и, побродив по Луне, благополучно возвращаются на Землю. Вместе с ними возвращается кошка — найденная и спасённая пассажирка пропавшей второй ракеты.



Кибальчич Николай Иванович (1853-1881) — русский революционер, народоволец, изобретатель, участник покушения на Александра II.

С 1879 г. Кибальчич — член исполкома "Народной воли", заведовал лабораторией взрывчатых веществ. Под его руководством изготовлялись метательные снаряды, одним из которых 1 марта 1881 г. был убит Александр II. 17 марта 1881 г. Н. Кибальчич был арестован как соучастник цареубийства и заключен в Петропавловскую крепость. приговорен к смертной казни. Повешен вместе с А.И. Желябовым, С.Л. Перовской и др.



Отрывки рукописи Н.И. Кибальчича "Проект воздухоплавательного прибора" (23 марта 1881 г.)

Николай Иванович Кибальчич, исследуя и изобретая взрывчатые вещества при изготовлении бомб (для своей революционной деятельности), обратил внимание, что пороха горят с определенной скоростью, выделяя при этом массу газа высокой температуры. Кибальчич пришел к выводу, что силу реакции, образуемую при истечении газа, можно использовать для осуществления полетов на специальных аппаратах в воздушное пространство. Составленная в тюрьме, в ожидании смертного приговора (после покушения на жизнь царя Александра II), пояснительная записка Н.И.Кибальчича к проекту «воздухоплавательного аппарата» содержит формулировку теории реактивного полета. В канун своей смерти (3 апреля 1881г.) двадцативосьмилетний революционер стоял на грани открытия великого закона ракетодинамики. Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была. Проект Кибальчича был отправлен в полицейский архив. В течение 37 лет ознакомиться с оставленными им материалами современники не могли. И только в мае 1918г. на страницах журнала «Былое», впервые, проект был опубликован. В этом же номере была помещена статья инженера Н.А.Рынина, в которой он дал высокую оценку научной идеи Кибальчича.



Вырезка из газеты информации Н.А. Рынина о Николае Кибальчиче и его проекте летательного аппарата

 



Мещерский Иван Всеволодович (1859—1935) — русский учёный, в историю науки вошел как основоположник механики тел переменной массы. Его исследования в этой области явились теоретической основой современной ракетодинамики.

И.В. Мещерский разработал не только теоретические основы динамики переменной массы, но и рассмотрел большое количество частных задач о движении точки переменной массы, например восходящее движение ракеты и вертикальное движение аэростата. Он подверг весьма обстоятельному исследованию движение точки переменной массы под действием центральной силы, заложив тем самым основания небесной механики тел переменной массы. Он исследовал также и некоторые проблемы движения комет.



Жуковский Николай Егорович (1847–1921) - русский учёный, создатель аэродинамики как науки. Заслуженный профессор Московского университета, профессор теоретической механики Императорского Московского технического училища; член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду математических наук (1894).

Н.Е. Жуковского заслуженно называют «отцом русской авиации». В 1902 г. в Московском университете им была сооружена аэродинамическая труба, что было началом лабораторного изучения полетов моделей летающих аппаратов. В 1904 г. Жуковским был открыт закон, определяющий подъемную силу крыла самолета, в 1910 г. он определил профили лопастей и винта самолета, в 1912 г. дал вихревую теорию винта самолета и т. д. Заслуга Н.Е. Жуковского и его ассистента и ученика, Сергея Алексеевича Чаплыгина (1869-1942), в том, что они поставили постройку самолетов в России на научную основу. Необходимо отметить, что возможность «мертвой петли» была предсказана Жуковским еще в 1891 г. в его работе «О динамике полета птиц».

Огромная заслуга в создании воздушного флота России принадлежит Великому князю Александру Михайловичу (двоюродный дядя императора Николая II). В 1905 г., оказавшись за границей и видя успехи стремительно развивавшейся авиации, Великий князь решил попытаться применить аэропланы в русской армии. В Париже он встретился и заключил торговые соглашения с Блерио и Вуазеном, которые обещали дать машины и инструкторов, а русская сторона принимала на себя обязательства построить аэродром и создать кадры авиаторов.

С конца 1910 г. в России появились первые аэропланы отечественного производства, конструкции инженеров Я.М. Гаккеля, И.И. Сикорского, Ф.Н. Былинкина, позднее Д.П. Григоровича, В.А. Слюсарева, И.И. Стегнау.



Нестеров Петр Николаевич (1887 — 1914) — русский военный летчик, штабс-капитан. Основоположник высшего пилотажа (петля Нестерова). Погиб в воздушном бою, впервые в практике боевой авиации применив таран.
Нестеров П.Н. около аэроплана (1912 г.)

Петр Николаевич Нестеров увлекся воздухоплаванием с 1910 года. В июле—августе 1911 г. он познакомился с учеником профессора Н.Е. Жуковского — Петром Петровичем Соколовым и вскоре стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. В 1912 г. Нестеров сдал экзамены на звания пилота-авиатора и военного летчика, и уже в сентябре 1912 г. 25-летний поручик Петр Нестеров совершил первый самостоятельный полет, а в 1913 г. — окончил курс авиационного отдела Офицерской Воздухоплавательной школы. Владея глубокими знаниями в области математики и механики, имея достаточный пилотажный опыт, П.Н. Нестеров теоретически обосновал возможность выполнения глубоких виражей и осуществил их на практике. 27 августа 1913 г. в Киеве над Сырецким полем П.Н. Нестеров впервые в мире выполнил на самолёте «Ньюпор—4» с двигателем «Гном» в 70 л. с. замкнутую петлю в вертикальной плоскости - «мёртвую петлю» - пилотажную фигуру, которая впоследствии получила название петли Нестерова. Этим манёвром Нестеров положил начало высшему пилотажу. Став опытным пилотом, Нестеров занимался и конструкторской деятельностью. В 1910 г., еще будучи артиллеристом, Нестеров построил планер и летал на нем. Позже, на основе изучения полета птиц, он разработал проект оригинального самолета без вертикального оперения. Военное ведомство отклонило проект, но Нестеров продолжал совершенствовать свою машину. Летом 1913 г. проект был одобрен, но без предоставления средств.



Келдыш Мстислав Всеволодович, (1911-1978), математик, специалист в области механики, аэрогидродинамики, академик АН СССР (1946). вице-президент АН СССР (1960-196), президент АН СССР (1961-1975)
Фотография М.В. Келдыша в группе ученых ЦАГИ. Среди ученых: М.А. Лаврентьев, С.А. Чаплыгин, А.Н. Туполев. [1930-е гг.]

Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) на протяжении десятилетий — один из самых известных и авторитетных научных, инженерных авиационных центров мира. Этим он обязан именам выдающихся людей: Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина, А.Н. Туполева, Б.Н. Юpьева, А.И. Некрасова, Н.Е. Кочина, Л.С. Лейбензона, М.А. Лаврентьева, С.А. Христиановича, М.В. Келдыша.

ЦАГИ основан 1 декабря 1918 г. в Москве пионером отечественной авиации Н.Е. Жуковским на базе Аэродинамической лаборатории МВТУ и Авиационного расчетно-испытательного бюро (РИБ).

В 1930-е годы началось создание Нового ЦАГИ в будущем Жуковском. Это был столь же смелый, как и в 1920-е годы в Москве (когда в ЦАГИ было создано конструкторское бюро во главе с А.Н. Туполевым и завод опытных конструкций), но гораздо более масштабный проект. В основу огромного строительства ЦАГИ (аэродинамического и прочностного комплексов, небывалого аэродрома) легло формирование научно-обоснованных концепций развития авиационной науки и техники, необходимое для вывода страны на передовые позиции в области авиации. Из отделов и подразделений ЦАГИ были образованы и впоследствии выросли в крупные самостоятельные организации ЛИИ, ЦИАМ, ВИАМ, специализированные КБ и др.

Келдыш пришел на работу в ЦАГИ в 1931 г. после окончания физико-математического факультета МГУ и проработал в институте до декабря 1946 г. сначала инженером, затем — старшим инженером, начальником группы, а с 1941 г. — начальником отдела динамической прочности.



Цандер Фридрих Артурович (1887-1933) — учёный и изобретатель, один из пионеров ракетной техники. Цандер был одним из создателей первой советской ракеты на жидком топливе «ГИРД-X».

Принято считать, что прототипом инженера-самоучки Мстислава Лося из знаменитого романа Алексея Толстого "Аэлита", построившего ракету на Марс, был Фридрих Цандер. Для подобною утверждения есть серьезные основания, так как в начале 1920-х годов инженер Цандер был широко известен в кругах московской интеллигенции как активнейший популяризатор идеи межпланетных полетов, а его лозунг «Вперед, на Марс!» употреблялся к месту и не к месту. Цандер принял самое деятельное участие в организации «Общества изучения межпланетных сообщений» и стал впоследствии членом его президиума. Но Цандер выступал не только как генератор необычных идей и общественный деятель. Начиная с 1920-х годов он все большее внимание удаляет одному из направлений своих изысканий — разработке теории расчета реактивных двигателей. Здесь Цандер выступает как талантливый инженер, давший оригинальное решение ряда весьма важных вопросов, связанных с проектированием реактивных двигателей. В 1928 г. Цандер приступает к практическому осуществлению своих замыслов в области ракетной техники.



Начальный лист из тетради Ф.А. Цандера "Die Weltschiffe (Afherschiffe) die den Verhehr zwischen Sternen ermoglichen sollen. Die Bewegung im Weltenraume" ["Космические корабли эфирные корабли), которые обеспечат сообщение между звездами. Движение в мировом пространстве"]. (18.09.1908 - 18.09.1912 гг.)

18 сентября 1908 г. Фридрих Цандер завел особую тетрадь под названием "Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат сообщение между звездами. Движение в мировом пространстве". С этого дня он более или менее регулярно делал записи по космической тематике.

Со временем тетрадь выросла в сборник серьезнейших научных работ и идей и если бы она была в свое время опубликована, то принесла бы молодому автору мировую известность. Но этого не произошло. Вдобавок Цандер делал записи в зашифрованном виде, используя систему стенографии. В результате некоторые записи Цандера не расшифрованы и до сих пор.



Ф.А. Цандер (слева) у планера, построенного членами Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета (1909 г.)

В 1908 г., при участии Ф. Цандера организуется Первое Рижское студенческое общество воздухоплавания и техники полета, члены которого устраивали выставки летательных аппаратов, сами строили планеры и пропагандировали идею полета на устройствах тяжелее воздуха.




Отрывки из рукописи Ф.А. Цандера "Описание межпланетного корабля системы Ф.А. Цандера" с чертежами и эскизами (10.02.1923 - 06.04.1923 гг.), модель межпланетного корабля Цандера Ф.А.


Схема и общий вид ракетного двигателя ОР-I (сокращение от «Опытный Реактивный») системы Ф.А. Цандера, разработанного в октябре 1929 г. в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ)

Двигатель «ОР-1» был собран в 1930 году. Он работал на бензине и газообразном воздухе и развивал тягу до 5 килограммов. В период с 1930 по 1932 год Цандер провел большое количество испытаний этого двигателя. Результаты, полученные при этих испытаниях, дали возможность перейти к созданию более совершенных двигателей, в которых в качестве окислителя применялся жидкий кислород.



Доклад Ф.А. Цандера "Проблемы сверхавиации и очередные задачи по подготовке к межпланетным путешествиям" для представления на V Международном конгрессе по воздушной навигации в Гааге (1-6 сентября 1930г.). В приложении - схемы ракеты и ракетного двигателя.

Первоначальное название доклада: "Проблемы полета при помощи реактивных приборов и задачи сверх авиации".

С дополнением: "Очередные задачи по подготовке к межпланетным сообщениям".


Схема двигателя ОР-II системы Ф.А. Цандера.

До перехода в ГИРД, в сентябре-октябре 1931 г. Цандер начал проектировать более мощный двигатель (чем первая модель - ОР- I) под индексом ОР-II; и уже в ГИРДе приступил к его изготовлению. Этот двигатель представлял собой первый жидко-ракетный двигатель (ЖРД), предназначенный для установки на планер РП-I конструкции Б.И. Черановского в качестве самостоятельного двигателя.



Обложки книг Ф.А. Цандера: "Проблема полета при помощи реактивных аппаратов" (1932 г.); "Проблема полета при помощи ракетных аппаратов" (1947 г.); "Проблема полета при помощи реактивных аппаратов. Межпланетные полеты" (1961 г.)

 



Рынин Николай Алексеевич (1877-1942) - специалист в области воздухоплавания, авиации, начертательной геометрии и строительных конструкций, доктор технических наук (1916)

Смотрите виртуальную выставку «Николай Алексеевич Рынин и его Коллекция иллюстраций, посвященная воздухоплаванию» К 130-летию со дня рождения

 




Статья Н.А. Рынина "О проекте воздухоплавательного прибора системы Н.И. Кибальчича", опубликованная в журн. "Былое", № 10-11 за 1918 г. (Тип. экз. с авторскими пометами)


Виды первой Аэродинамической лаборатории, организованной Н.А. Рыниным в 1909 г. в Институте инженеров путей сообщения в Петербурге и "малой" аэродинамической трубы (30 см) этой лаборатории.

 



Ветчинкин Владимир Петрович (1888-1950) — ученый в области аэродинамики, воздухоплавания и ветровой энергии, доктор технических наук (1927). Один из ближайших учеников и продолжателей работ Н.Е. Жуковского. В 1924 г. он был членом Коллегии Центрального Аэрогидродинамического научного института (ЦАГИ), профессором Московского высшего технического училища (МВТУ) и Военно-воздушной академии. Впоследствии — действительный член Академии артиллерийских наук Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1946).

В 1921—1925 годах В.П. Ветчинкин читал лекции по теории ракет и космических путешествий, и был первым, кто представит правильные теории межпланетных полетов, основанные на эллиптических орбитах (идея, как правило, приписывается Вальтеру Гоману − нем. Walter Hohmann).

В 1925—1927 годах В.П. Ветчинкин работал над задачами крылатых ракет и реактивных самолетов и принимал участие в деятельности РНИИ (Научно-исследовательский институт реактивного движения). 26 января 1926 г. коллегия НТО ВСНХ поручила учёному дать заключение на рукопись Ю.В. Кондратюка «О межпланетных путешествиях», в которой тот не только самостоятельно пришёл к некоторым выводам, которые сделал К.Э. Циолковский, но и продвинулся далее. Ветчинкин, тщательно прочитав все 12 глав, сделал заключение, что Кондратюк — самобытный талант, книгу которого следует напечатать, а самого его вызвать в Москву из провинции. В ЦАГИ Ветчинкин вел научные работы в области динамики полета ракеты.



Афиши лекций В.П. Ветчинкина о межпланетных путешествиях в Политехническом музее в Москве в 1924-1925 гг.

 



Кондратюк Юрий Васильевич (наст. - Шаргей Александр Игнатьевич); (1897-1942) — украинский советский ученый, один из основоположников космонавтики. В начале XX века рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне. Эти расчёты были использованы NASA в лунной программе «Аполлон». Предложенная в 1916 году Шаргеем траектория была впоследствии названа «трассой Кондратюка».

В своей книге «Тем, кто будет читать, чтобы строить» (1919), Ю.В. Кондратюк, независимо от Циолковского, оригинальным методом вывел основное уравнение движения ракеты, привёл схему и описание четырёхступенчатой ракеты на кислородно-водородном топливе, камеры сгорания двигателя с шахматным и другим расположением форсунок окислителя и горючего, параболоидального сопла и многого другого.

В книге «Завоевание межпланетных пространств» (1929) Кондратюк изложил последовательность первых этапов освоения космического пространства. Более подробно рассмотрел вопросы, поднятые в его ранней работе «Тем, кто будет читать, чтобы строить». В частности, в книге было предложено использовать для снабжения спутников на околоземной орбите ракетно-артиллерийские системы (в настоящее время это предложение реализовано в виде транспортной системы «Прогресс»). Кроме того, в работе были исследованы вопросы тепловой защиты космических аппаратов при их движении в атмосфере.



Обложка статьи Кондратюка Ю.В. "Завоевание межпланетных пространств". Под редакцией и с предисловием от 04.12.1927г. профессора В.П. Ветчинкина. (Новосибирск, 1929г.). С дарственной надписью автора К.Э. Циолковскому.

 



Общество изучения межпланетных сообщений - одно из первых добровольных советских обществ, существовавшее в 1924 - 1925 гг. и имевшее целью пропаганду идей ракетостроения и космонавтики. Основано 20 июня 1924 г. на базе секции межпланетных сообщений при Военно-научном обществе Академии Воздушного Флота им. Н.Е. Жуковского. Общество имело устав, насчитывало ок. 200 членов - талантливых учёных, конструкторов и инженеров. В его работе принимали участие В.П. Ветчинкин, К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер и др. выдающиеся учёные.

Первыми, кто практически заложили основание будущего Общества изучения межпланетных сообщений, были слушатели Академии военно-воздушного флота им. Н. Е. Жуковского.


Организаторы Общества изучения межпланетных сообщений в 1924 г.:
Крамаров Георгий Алексеевич (1887—1970) - литератор, историк, журналист; Председатель Общества изучения межпланетных сообщений
Лейтейзен Морис Гавриилович (1897 – 1939) - дипломат, конструктор; с 1923 г. на научной работе: секретарь секции межпланетных сообщений Академии военно-воздушного флота. Вместе с Ф.А. Цандером и др. учеными работал над созданием проектов ракетных двигателей и космических кораблей, вел переписку с К.Э. Циолковским. Член Президиума и секретарь Общества изучения межпланетных сообщений
Каперский Валентин Павлович - слушатель Академии Воздушного Флота им. Н.Е. Жуковского; член Президиума Общества изучения межпланетных сообщений
Резунов Михаил Александрович - слушатель Академии Воздушного Флота им. Н.Е. Жуковского; член Президиума Общества изучения межпланетных сообщений

Аудитория Астрономической обсерватории Московского отдела народного образования, в которой проходили заседания Общества изучения межпланетных сообщений.

 



Оттиск печати Общества изучения межпланетных сообщений

 



Организаторы Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов и механизмов в Москве в 1927 г.: Георгий Андреевич Полевой, Александр Яковлевич Федоров, Ольга Викторовна Холопцева, Александр Сергеевич Суворов, И.С. Беляев, Захар Григорьевич Пятецкий.

На выставке впервые были публично представлены наработки и проекты космических аппаратов от многих советских и иностранных изобретателей, в том числе работы Н.И. Кибальчича, К.Э. Циолковского, Роберта Годдарда (США), Робера Эсно-Пельтри (Франция), Макса Валье (Германия), Германа Гансвиндта (Германия), Германа Оберта (Румыния), Уэльша (Англия) и других пионеров ракетной техники. Была оформлена витрина, имитирующая лунный пейзаж, сконструированы макеты космических аппаратов.



Стенды Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов, механизмов, приборов и исторических материалов в Москве в 1927 г.:
Панорама у входа на выставку
Стенды Астрономического и астрофизического отделов
Стенд авиации и воздухоплавания
Стенд - Будущие космопути сообщения между Землей и другими планетами
Стенд Жюль-Верна и Уэльса
Жюль Габриэль Верн (фр. Jules Gabriel Verne); (1828-1905) — французский географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики;
Герберт Джордж Уэллс (англ. Herbert George Wells); (1866-1946) — английский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др.
Стенд Кибальчича
Стенд Циолковского
Изобретательско-конструкторский отдел: Портрет Улинского (Австрия) и модель корабля Улинского 1901 г..
Улинский Франц (Ulinski, Franz Abdon); (1890–1974) – австрийский инженер-изобретатель польского происхождения, пионер ракетостроения. Занимался теорией межпланетных сообщений и изобрел дифференциальный парашют большой грузоподъемности. В 1920 г. опубликовал серию статей, в которых изложил подробности двух проектов космических кораблей, названных им «электронными».

Стенд изобретателя А.Я. Федорова (СССР); Общий вид атомно-ракетного корабля системы А.Я. Федорова; Федоров, Полевой и механики с моделью атомно-ракетного корабля Федорова; Продольный разрез корабля Федорова; Схема машинного отделения корабля Федорова; Поперечный разрез регулятора температур корабля Федорова.
Модели кораблей Уэльса, Эсно-Пельтри, Графинье
Герберт Джордж Уэллс (англ. Herbert George Wells); (1866-1946) — английский писатель и публицист. Автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров» и др.
Эсно-Пельтри Робер Альбер Шарль (1881-1957) – французский ученый, летчик, один из пионеров авиации и космонавтики.
Анри де Графиньи (1863 -1934) – французский инженер, соавтор (совместно с драматургом Жоржем Ле Фора) книги под названием «Вокруг солнца».
Стенд конструктора ракет Г.А. Полевого; Рисунок Г.А. Полевого - скафандр системы Полевого
Портрет Оберта (Германия); Стенд Оберта
Герман Юлиус Оберт (Hermann Julius Oberth); (1894-1989) — выдающийся немецкий учёный и инженер в области космонавтики и ракетостроения.
Портрет Годдарда (Америка); Стенд Годдарда
Роберт Хатчингс Годдард (Robert Hutchings Goddard); (1882-1945) — выдающийся американский учёный, один из пионеров современной ракетной техники.
Портрет Макса Валье (Германия); Модель ракетного корабля Макса Валье; стенд Макса Валье.
Макс Валье (Max Valier); ( 1895-1930) — австрийский пионер ракетной техники. Являлся одним из основателей германского Общества межпланетных сообщений (VfR — Verein für Raumschiffahrt).
Портрет Ф.А. Цандера (СССР); Стенд Цандера

Королев Сергей Павлович (1906/1907 — 1966) — учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Крупнейшая фигура XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.

С.П. Королев (декабрь1929 г.)
Свидетельство С.П. Королева о присвоении звания пилота-парителя (02.11.1929 г.).

В 1924 г. С.Королев поступил в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, но осенью 1926 г. он переводится в Московское высшее техническое училище (МВТУ) имени Н.Э. Баумана. В 1929 г. он готовил дипломную работу — проект самолёта СК-4, а 2 ноября 1929 г., на планере «Жар-птица» сдал экзамены на звание «пилот-паритель». Но еще в августе 1929 г. возвращаясь из Одессы в Москву С.П. Королев решил посетить К.Э. Циолковского. Встреча с ним сыграла решающую роль в определении дальнейшего жизненного пути Королева. Беседа с Циолковским произвела на С. Королева огромное впечатление. «Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, - много лет спустя вспоминал Королев. – Я ушел от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам».



Члены Московской Группы изучения реактивного движения (МосГИРД). Слева направо: Ф.А. Цандер, Ю.А. Победоносцев, Заборин, С.П. Королев, Н.Е. Сумарокова, И.П. Фортиков, А. Левицкий, Б.И. Черановский (1931 г.)

15 сентября 1931 г. из секции реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима была создана Московская Группа изучения реактивного движения (ГИРД), объединявшие на общественных началах энтузиастов ракетного дела. МосГИРД, получившая название центральной, оказывала помощь группам и кружкам по изучению реактивного движения в других городах СССР.

В Технический Совет ГИРД входили: Председатель — С.П. Королёв, члены — Н.И. Ефремов, Н.А. Железников, Л.К. Корнеев, Ю.А. Победоносцев, М.К. Тихонравов, Ф.А. Цандер, А.В. Чесалов и Е.С. Щетинков. Группа состояла из 4 бригад, занимающихся различными задачами: 1 бригада: руководитель Цандер (двигатели); 2 бригада: руководитель Тихонравов (изделия на основе двигателей); 3 бригада: руководитель Победоносцев (воздушные реактивные двигатели); 4 бригада: руководитель Королёв (конструкции летательных аппаратов). В апреле 1932 г. создана производственная часть ГИРДа, выделено постоянное помещение (подвал дома № 19 по Садово-Спасской улице). МосГИРД вела широкую лекционную пропаганду, организовала в 1932 г. курсы теории реактивного движения. Приказом по Реввоенсовету № 0113 от 21 сентября 1933 г., а затем постановлением № 104 Совета Труда и Обороны от 31 октября 1933 г. на основе ГИРД и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был организован Реактивный институт.



Обсуждение проекта установки двигателя Ф.А. Цандера ОР-2 на планер Б.И. Черановского "БИЧ-11" в Осоавиахиме (13 сентября 1932 г.)
Слева направо: Н.В. Сумарокова, И.П. Фортиков, С.П. Королев, А. Левицкий, Б.И. Черановский, Ф.А. Цандер, Ю.А. Победоносцев, Заботин.
Участники обсуждения проекта установки двигателя Ф.А. Цандера ОР-2 на планер Б.И. Черановского "БИЧ-11" в Осоавиахиме 13 сентября 1932 г.
Вверху (слева направо): И.П. Фортиков, Ю.А. Победоносцев, Заборин, А. Левицкий, Н.В. Сумарокова, С.П. Королев, Б.И. Черановский, Ф.А. Цандер.

11 августа 1933 г. прошли первые испытания ракеты ГИРД-09, которые закончились неудачей.

Ракета ГИРД-09 перед запуском (11 августа 1933 г.), готовая к запуску в пусковом станке (11 августа 1933 г.)



17 августа 1933 г. в 19 чаcoв по-москoвскoмy времени нeдaлeкo от пoceлкa Нахабино Моcкoвcкoй области был произведен ycпeшный зaпycк paкeты ГИРД-09, рaбoтaющeй на жидкoм тoпливe. Гpуппa учeныx oсyщecтвилa запycк pакeты, длина кoтоpoй cocтaвилa 2,5 м, диаметр 180 мм, вec на cтapтe 19кг.

Перед стартом ракеты "ГИРД - 09": заливка кислорода в бак ракеты. Стоят (слева направо): С.П. Королев, Н.И. Ефремов, Ю.А. Победоносцев (Нахабино, 17 августа 1933 г.)
Двигательный отсек ракеты ГИРД-09 после полета (17 августа 1933 г.)
Передняя часть и бак ракеты ГИРД-09 после полета (17 августа 1933 г.)
Акт о полете ракеты ГИРД-09 (17 августа 1933 г.). Акт подписан: начальником ГИРД - С.П. Королевым; Ст. инженером бригады № 2 - Н. Ефремовым; Начальником бригады №1, ст. инженером Л. Корнеевым

Участники запуска ракеты "ГИРД - 09" после завершения ее полета (Нахабино, 17 августа 1933 г.)

Внизу слева направо: Е.М. Матысик, О.К. Паровина (Тихонравова), Н.Н. Шульгина, З.И. Круглова.

Вверху слева направо: С.П. Королев, Н.И. Ефремов, Гудков, Л.К. Корнеев, А.С. Раецкий, Л.А. Иконников.

 



Первая бригада ГИРД'а на Нахабинском полигоне перед пуском ракеты "ГИРД-10" (25 ноября 1933 г.)

Слева направо: С.П. Королев, Н.И. Ефремов, Л.С. Душкин, Л.К. Корнеев, И.И. Хованский. Сидят: Б.В. Флоров, Л.Н. Колбасина, К.К. Федоров, А.И. Полярный, Ф.Л. Якайтис, М.Г. Воробьев.

25 нoябpя 1933 г. c полигона Нахабино стартовала рaкeтa ГИРД-10. Ее длина 2,2 м, вес нa cтaртe 29, 5кг. Она, как и ГИРД- 09 рaбoтaлa нa жидком топливе: этаноле жидком и киcлoрoдe. Ракета взлeтeлa нa выcoтy пpимepнo 80 м., но из-за поломки кpeплeний двигaтeля yпaла в cтopоне oт cтаpтa на paccтoянии 150 м.



Схема, общий вид и старт ракеты "ГИРД- X"

ГИРД-Х — первая советская жидкостная ракета. Создана Московской ГИРД под руководством С.П. Королёва. Исходные проработки проекта выполнены Ф.А. Цандером. Пуск осуществлен 25 ноября 1933 года. Стартовая масса ракеты 29,5 кг, масса топлива 8,3 кг, длина 2,2 м, подача топлива — вытеснительная. При пуске ракета взлетела вертикально на высоту 75—80 м, затем, вследствие разрушения крепления двигателя и трубки горючего, круто отклонилась от вертикали и упала на расстоянии около 150 м от места старта. Конструкция ГИРД-Х получила развитие в более совершенных советских ракетах, созданных в 1935—1937 годы.



Члены Ленинградской Группы изучения реактивного движения (ГИРД):
Рынин Николай Алексеевич (1877- 1942) — советский ученый и популяризатор в области воздухоплавания, авиации и космонавтики, один из организаторов и активистов, член бюро ЛенГИРД. Автор ряда работ по реактивной технике, межпланетным сообщениям и освоению стратосферы.
Перельман Яков Исидорович (1882-1942) — российский, советский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, один из основоположников жанра научно-популярной литературы и основоположник занимательной науки, автор понятия «научно-фантастическое».
Федосеенко Павел Федорович (1898-1934) — военный пилот-аэронавт. Командир экипажа стратостата «Осоавиахим-1».
Чертовский Е.Е. – инженер.
Шурин В.И.
Разумов Владимир Васильевич (1890 — 1967) - Окончил Морское инженерное училище в Кронштадте. В 1920-е гг. являлся Военно-морским атташе РСФСР в Великобритании.Свободно владел нескольким иностранными языками. В 1931 г. возглавил ЛенГИРД. Один из осуществлённых проектов Разумова это запуск в октябре 1934 г. экспериментальных ракет и большой алюминиевой ракеты с пороховыми двигателями.
Гажала М.В. – физик, научный сотрудник одного из ленинградских институтов, руководитель исследовательским отделом ЛенГИРД.
Лоцманов С.
Прянишников Василий Иосифович (1890-1980) — астроном, профессор, преподаватель Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, популяризатор занимательной науки в области географии и космогонии.

13 Ноября 1931 г. При Центральном совете ОСОАВИАХИМ создана Ленинградская группа изучения реактивного движения (ЛенГИРД); первым председателем этой группы избран В.В. Разумов. ЛенГИРД активно пропагандировала ракетную технику, организовывала показательные запуски небольших пороховых ракет, разработала ряд оригинальных проектов экспериментальных ракет (фоторакета, метеорологическая ракета и др.). В 1932 г. в состав ЛенГИРД входило более 400 членов. Большую помощь в организации ЛенГИРД и ее работе оказывали сотрудники Газодинамической лаборатории В.А. Артемьев, Б.С. Петропавловский и другие. В 1932 г. ЛенГИРД создала курсы по теории реактивного движения. В 1934 г. ЛенГИРД была преобразована в Секцию реактивного движения, которая под руководством М. В. Мачинского продолжала пропагандистскую работу, проводила опыты по воздействию перегрузок на животных и вплоть до начала второй мировой войны вела разработку и испытания модельных ЖРД и ракет оригинальных схем.



Схемы и проекты ракет, разработанных в Ленинградской ГИРД.
Схема фоторакеты В.В. Разумова с двигателем, разработанным под руководством инженера В.А. Артемьева (1932 г.)
Схема осветительной ракеты конструкции В.В. Разумова
Схема пороховой регистрирующей ракеты Разумова-Штерна (1932 г.)
Внешний вид ракеты Разумова-Штерна, изготовленной в 1934 г.
Вырезка из газеты "На страже" от 28 октября 1934 г. "Экспериментальные ракеты" (конструкции инженера В.В. Разумова)

Члены Харьковской Группы изучения реактивного движения (ГИРД).
Проскура Георгий Федорович (1876-1958), гидромашиностроитель, специалист по гидро- и аэродинамике, академик АН УССР (1929). С 1911 г. — профессор Харьковского технологического института (ХТИ). В Харькове Проскура разворачивает широкую деятельность по пропаганде воздухоплавания, начинает заниматься вопросами аэродинамики. В июле 1930 г. из ХТИ выделился ряд новых институтов, в том числе авиационный, в организации которого самое непосредственное участие принял и академик Проскура, где под его руководством была создана группа преподавателей, инженеров и студентов для изучения реактивного движения.
Авиационная секция Харьковского технологического института, организованная по инициативе Проскуры (в центре - Г.Ф. Проскура). Из этой группы в дальнейшем была организована Реактивная группа Харьковского авиационного института.
Щербаков А.Я.
Розов Виктор И. - ему было поручено Центральной ГИРД организовать группу в Харькове в 1932 г.
Баткин Эмиль Иосифович – инженер-конструктор, сотрудник Харьковского авиационного института, проектировщик ракет с ЖРД.
Пиротти Леонид Николаевич – инженер-конструктор, сотрудник Харьковского авиационного института, проектировщик ракет с ЖРД.

По примеру москвичей и ленинградцев движение за организацию местных ГИРД развернулось в Харькове, Баку, Тифлисе, Архангельске, Новочеркасске, Брянске и других городах. Большую роль в этом движении сыграла пропагандистская деятельность Ф.А. Цандера, Н.А. Рынина, В.П. Ветчинкина, В.О. Прянишникова и других.



Ракеты и оборудование Харьковской Группы изучения реактивного движения (ГИРД).
Дюралюминевая ракета №2 с автоматическим парашютом для спуска ракеты, сконструированной Группой под руководством В. Розова.
Стенд для испытания ракет
Пусковой станок для запуска ракет
Ручной рычажной пресс для прессования порохов
Испытание ракеты в аэродинамической трубе

Курчатов Игорь Васильевич (1903 — 1960) — физик, «отец» советской атомной бомбы. Основатель и первый директор Института атомной энергии с 1943 г. по 1960 г., главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943).

Курчатов Игорь Васильевич
Президиум Первой Всесоюзной конференции по вопросам исследования атомного ядра в АН СССР (Ленинград) (24-30 сентября 1933 г.). Среди присутствующих (слева направо): Карпинский А.П., Иоффе А.Ф., Вавилов С.И., Васильев С.С., Курчатов И.В. (24.09.1933 - 30.09.1933 гг.)
Курчатов И.В. (справа) за работой у 1-го советского циклотрона в Радиевом институте в г. Ленинград. (1935 г)

И.В. Курчатов одним из первых (в 1932 г.) в СССР приступил к изучению физики атомного ядра, являясь сотрудником физического отдела Радиевого института, руководимого В.Г. Хлопиным. В 1932 г. Г.А. Гамов (в дальнейшем эмигрировавший в США) и Л.В. Мысовский представили к рассмотрению Учёным советом института проект нового прибора, и после его утверждения, под руководством и при непосредственном участии Г.А. Гамова (на начальном этапе), И.В. Курчатова и Л.В. Мысовского, был создан первый в Европе циклотрон (запущен в 1937 г.); именно на этой установке начал свои исследования И.В. Курчатов.

Курчатова считают родоначальником советского атомного проекта, он вёл его с самого старта 28 сентября 1942 г. до собственной смерти. Именно Игорь Васильевич встречался с высшими лицами государства в 1946 г., убедил И. В. Сталина в важности и значимости проекта. Спустя несколько лет после войны возглавляемая им (под кураторством Лаврентия Берия) военная ядерная программа СССР принесла плоды: 29 августа 1949 г. был произведён взрыв первой советской атомной бомбы. В середине 1950-х гг. Курчатов активно занимался проблемой управляемого термоядерного синтеза. В 1956 г. он с группой учёных посетил Британский ядерный центр «Харуэлл» и высказал предложение о международном сотрудничестве учёных в этой области.

Параллельно с решением военной проблемы возглавлял решение задачи по мирному использованию атомной энергии. Результатом работ коллектива стала разработка, строительство и запуск 27 июня 1954 г Обнинской АЭС. Она стала первой в мире атомной электростанцией.



Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) — первая научно-исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория СССР. Создана в 1921 г. в Москве по инициативе Н.И. Тихомирова. В 1925 г. лаборатория перебазирована в Ленинград. С 1928 г. названа Ленинградская Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Её деятельность была посвящена разработке ракетных снарядов на бездымном порохе, ставших прообразами снарядов в гвардейском реактивном миномете «Катюша», а также жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), ставших прообразами советских космических аппаратов. В конце 1933 г. ГДЛ вошла в состав Реактивного НИИ.

Б.С. Петропавловский с 82 мм турбо-реактивным снарядом.
Петропавловский Борис Сергеевич (1898-1933)— советский инженер-артиллерист, один из организаторов и руководителей работ по ракетной технике в СССР. В 1929 г. окончил Военно-техническую академию им. Ф.Э. Дзержинского в Ленинграде и был направлен в ГДЛ (в 1930—1931 гг. её начальник). По инициативе Петропавловского ГДЛ переключилась с разработки активно-реактивных снарядов на бездымном порохе для штатных артиллерийских систем на создание безоткатных орудий с пусковыми устройствами в виде простых ажурных труб для стрельбы реактивными снарядами (РС). Внёс большой вклад в создание РС для "Катюш". Работу в ГДЛ совмещал с преподавателькой деятельностью в Академии им. Ф.Э. Дзержинского и работой в ЛенГИРД.
Лаборант ГДЛ с 82 мм турбо-реактивным снарядом и пусковая труба 132 мм
Пусковая труба 132 мм на артиллерийском лафете в ГДЛ.

Реактивный институт (научно-исследовательский, РНИИ, с 1938 — НИИ-3) — одно из первых в СССР научно-исследовательских учреждений, разрабатывавших ракетную технику. В стенах института разработана ракетная установка «Катюша». Создан путем слияния ГИРД и ГДЛ 31 октября 1933 г.

18 февраля 1944 г. Государственный комитет обороны в связи с «нетерпимым положением, сложившимся с развитием реактивной техники в СССР» постановил «…Государственный институт реактивной техники при СНК СССР ликвидировать» и возложить решение этой задачи на Наркомат авиационной промышленности.

В 1934 г. в РНИИ прошли испытания новой ракеты "07". Ракету "07" начали разрабатывать в ГИРДе в 1933 г. в основу проекта были положены принципы, существенно отличающиеся от принципов, на которых создавались ракеты ГИРД-09 и ГИРД-10. Ракетв была выполнена не по обычной ракетной схеме, а по схеме "летающее крыло". Руководил испытаниями инженер В.А. Тимофеев

Общий вид ракеты "07"
Подготовка к пуску ракеты "07" на Софринском артиллерийском полигоне РНИИ (17 ноября 1934 г.). Слева направо: А.Г. Костиков, Б.В. Флоров, Ю.А. Победоносцев, И.И. Хованский, Ф.Н. Пойда, В.Н. Галковский, С.П. Королев, В.А. Тимофеев, М.К. Тихонравов, Г. Лангеман.
Ракета "07" в пусковом станке

В 1935 г. возникший в руководстве РНИИ конфликт, обусловленный различной оценкой роли ракет с ЖРД и пороховых ракет, привел к сокращению объема работ по жидкостным ракетам. С.П. Королёв был понижен в должности, а бывшие сотрудники РНИИ Л.К. Корнеев и А.И. Полярный организовали новое конструкторское бюро (КБ-7) для продолжения работ над жидкостными ракетами.

Материалы Конструкторского бюро №7 (КБ-7) РНИИ по ракете системы Л.К. Корнеева (1935 г.):

Холодные испытания жидкого ракетного двигателя. На фото сидит слева механик М. Воробьев, рядом - Л. Корнеев, наблюдает за манометрами (на втором плане) - механик Барун Н., слева от ракетного двигателя - слесарь Орловский С.
Ракета на жидком топливе инженера Л.К. Корнеева в собранном виде после холодных испытаний (май 1935 г.)
Инженер Л.К. Корнеев с ракетой на жидком топливе.
Корнеев Леонид Константинович (1895-1972) — ст. инженер ГИРД и РНИИ.
Инженер Л.К. Корнеев перед выездом на полигон с ракетой на жидком топливе в специальном контейнере.
Ракета на жидком топливе системы инженера Л.К. Корнеева в контейнере на полигоне - готова к испытаниям.
Ракета Л.К. Корнеева в пусковом станке

В 1935 г. в РНИИ осталась неиспользованной материальная часть кислородных ракет. Было признано целесообразным на базе этой материальной части изготовить ракету на общественных началах. Авиационное Всесоюзное научно-техническое общество (АвиаВНИТО) поддержало эту инициативу и отпустило на разработку 5000 руб. Первый пуск ракеты "АвиаВНИТО", которой был дан индекс - "05", был осуществлен 6 апреля 1936 г. на полигоне, с пускового станка, сделанного для ракеты "07" ГИРДа конструкции М.К. Тихонравова. К сожалению, первый пуск ракеты был не совсем удачным. Новые испытания пуска ракеты "Авиавнито" были проведены 6 апреля и 15 августа 1937 г.

Схема компоновки ракеты Р - 05 (1935 г.)
Общий вид ракеты Р - 05 (1935 г.)
Ракета "Авиавнито" на старте (1937 г.)

Ракета А.И. Полярного была построена группой энтузиастов, интересовавшихся ракетной техникой и объединившихся в специальную группу при Осоавиахиме в Москве. Конструктором этой ракеты и ее двигателя был А.И. Полярный, который с осени 1934 г. начал работать при Осоавиахиме. Ввиду ограниченности отпущенных средств Полярный спроектировал сравнительно простую метеорологическую ракету, первое испытания которой весной 1935 г. прошли неудачно. Впоследствии ракета была передана в конструкторское бюро № 7 (КБ-7), организованное во второй половине 1935 г. (куда перешел работать А.И. Полярный). Она получила название Р-06, была модернизирована и неоднократно совершала полеты, однако целевое назначение ее было уже изменено. Пусковые испытания ракеты Р-06 происходили одновременно с испытаниями ракеты Р-03.

Схема компоновки ракеты Р-06 конструкции инженера А.И. Полярного в 1935 г.
Полярный А.И. с ракетой перед стартом (весна 1935 г.)
Полярный (Грошенков) Александр Иванович (1902-1991) — советский конструктор жидкостных ракетных двигателей, один из пионеров ракетной техники.
Перед стартом ракеты. Стоят слева направо: Сытин, Оганесов, Меркулов, Радюкин, Шептицкий, Полярный, Нуждин.
Компоновочная схема усовершенствованной конструкции ракеты Р-06 (1937 г.)
Пусковой станок ракеты Р-06 (12 марта 1937 г.)
Ракета Р-06 в полете (12 марта 1937 г.)
Монтаж сравнительных схем полетов при испытаниях ракет Р-03 и Р-06 (апрель 1937 г.)

В 1932-1938 гг. под руководством С.П.Королева в СССР велись экспериментальные работы по крылатым ракетам дальнего действия (КРДД). Работы по КРДД шли в двух направлениях - ракеты пороховые и ракеты на жидком топливе. Ведущими инженерами были: пороховые ракеты (217) - М.П.Дрязгов, ракеты на жидком топливе (06, 216, 212 и 301) - E.C.Щетинков, автоматика управления - С.А.Пивоваров, устойчивость - Б.В.Раушенбах.

Ракеты 217 предназначались для поражения с земли движущихся воздушных целей. Ракеты типа 217/I после старта значительно отклонялись от первоначального направления (на расстоянии 1 км отклонение от первоначального направления полёта до 100 м), ложились в плавный вираж и падали. Ракета типа 217/II двигалась точно в плоскости пускового станка, не уходя никуда в сторону.

Крылатая ракета на твердом топливе, произведенная в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) в 1935-1936 гг.
Крылатая ракета 217/II на пусковом станке, выполненная в Реактивном научно-исследовательском институте.

Ракета жидкостная трехкомпонентная (РЖТ) конструкции Нистратова А.Ф. и Меркулова И.А. - Идея создания ракеты РЖТ вынашивалось авторами еще со времени занятий на курсах ГИРД, но только в 1936-1937 гг. после аналитического исследования процессов трехкомпонентного двигателя и использования опыта постройки ракет в ГИРДе, КБ-7 и реактивной группе Стратосферного комитета Осоавиахима, было начато проектирование и строительство ракеты. Ракета была построена к 1940 г., но испытания провести не удалось.

Нистратов Алексей Фёдорович (1910 - 1986)
Меркулов Игорь Алексеевич (1913–1991)
Схема конструкции ракеты РЖТ
Ракета в готовом виде. Справа от ракеты стоит А.Ф. Нистратов.

Пропуск инженера Научно-Исследовательского института № 3 НКОП С.П. Королева на завод № 240 (с 1 апреля по 1 сентября 1937 г.)

В конце тридцатых годов государственная репрессивная машина не обошла стороной молодого конструктора. По ложному обвинению С.П. Королев был арестован, и 27 сентября 1938 г. осужден на 10 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях строгого режима и отправлен на Колыму

В 1939 г. новое руководство НКВД решило организовать конструкторские бюро, в которых должны были трудиться заключенные специалисты. В одно из таких бюро, возглавляемое А.Н. Туполевым, тоже заключенным, и был направлен Королев. Этот коллектив занимался проектированием и созданием пикирующего бомбардировщика Ту-2. Вскоре после начала войны Особое техническое бюро Туполева эвакуировали в Омск. В Омске Королев узнал, что в Казани аналогичное бюро занимается ракетными ускорителями для бомбардировщика Пе-2 под руководством бывшего сотрудника НИИ-3 Глушко. Королев добился перевода в Казань, где стал заместителем Глушко. В эти же годы он начал самостоятельно разрабатывать проект нового аппарата - ракеты для полетов в стратосферу. 27 июля 1944 г. по указу Президиума Верховного Совета СССР С.П. Королев и ряд других сотрудников режимного КБ были досрочно освобождены. Полностью реабилитирован 18 апреля 1957 года.




Фотографии, схемы, диаграммы по ракетопланеру РП- 318 - из служебных документов С.П. Королева.

РП-318 — первый советский пилотируемый ракетный планер с жидкостным ракетным двигателем, созданный в 1936—1940 годах в РНИИ по проекту С.П. Королёва. РП-318 — моноплан со среднерасположенным крылом большого удлинения; топливные баки размещались в фюзеляже, за кабиной пилота, двигатель — в хвостовой части, под оперением. Стартовый вес 657 кг, вес топлива (азотная кислота и керосин) 75 кг, длина 7,9 м, размах крыльев 17 м, расчетная скорость полета до 270 км/час. Наземная отработка проводилась в 1936—1938 годах с РД ОРМ-65, а дальнейшая и полеты — с двигателем РДА-1-150. 28 февраля 1940 г. состоялся первый полёт ракетопланера РП-318 С.П. Королёва, пилотируемого летчиком-испытателем Владимиром Павловичем Фёдоровым (1915 — 1943)




Фотографии общего вида установки с двигателем РД-1 на самолете, огневых испытаний РД-1 на полигоне, взлета самолета с двигателем РД-1 в хвостовом коке и др (08.10.1943 г.) Из служебных документов С.П. Королева.

В период 1942-1944 гг. в системе ОКБ на заводе № 16 находились две самостоятельные группы: КБ-2 — конструкторское бюро реактивных двигателей (Глушко) и группа № 5 — самолетных реактивных установок (Королев).

Работы по реактивным установкам с двигателем РД-1 проводились с февраля 1943 г. группой № 5 ОКБ-16. Силами группы № 5 была разработана и осуществлена на заводе № 22 модификация самолета Пе-2 № 15/185 с опытной реактивной установкой, двигателем РД-1 и произведены летные испытания этой машины.

В служебных документах к испытаниям РД-1 С.П. Королев еще раз подчеркивает мысль, неоднократно им высказанную в других документах: систему самолет-реактивный двигатель необходимо рассматривать как единое целое с присущими только ей особенностями. Отсюда вытекала потребность в реактивных установках специального типа, которые могли представить значительный интерес для ВВС Красной Армии. При этом С.П. Королев подчеркивал, что на современной стадии развития ЖРД наиболее реально их применение на предлагаемых модификациях самолетов.



Черновые заметки С.П. Королева о крылатых жидкостных ракетах Д-1, Д-2, Д-4. (08.05.1944 г.)

В 1944г . С.П.Королев работал в ОКБ специальных двигателей (в «ШАРАГЕ») 4-го спецотдела НКВД на заводе № 16 в г. Казане. В конце сентября 1944 г. Королев представил в НКАП проекты баллистической и крылатой ракет Д-1 и Д-2 с пороховыми двигателями и проектные расчеты по ракетам Д-3 и Д-4 с ЖРД.




Диаграммы, таблицы, эскизы, расчеты и черновые заметки Королева С.П. по теме: "Изменения километрового расхода горючего при росте полетного веса самолета Пе-2 РУ и другие расчетные данные к летным испытаниям" (31.03.1944 г).. Из материалов о заводских испытаниях реактивной установки РУ-1 на самолете Пе-2 № 15/185 и доводочных летных испытаниях двигателя РД-1

В 1942-1945 гг. заводами № 22 и 16 впервые в отечественной авиации были проведены работы по созданию жидкостного реактивного двигателя, используемого как вспомогательный двигатель винтомоторных самолетов, с целью кратковременного улучшения их летных качеств: заводом № 22 была осуществлена самолетная реактивная установка (РУ), смонтированная на серийном самолете Пе-2 28К-105 РА (конструктор установки инж. С.П. Королев); заводом № 16 в 1942-1943 гг. был осуществлен жидкостный реактивный двигатель РД-1 с приводом от авиамотора (главный конструктор РД-1 инж. В.П. Глушко).

В документе подводятся итоги работ над первой в нашей стране реактивной установкой, разработанной под руководством С.П. Королева и предназначенной для улучшения летных качеств самолетов. С.П. Королев считал работу над реактивной установкой РУ-1 одним из этапов решения задачи полета человека на реактивном аппарате. В начале 1945 г. он задумал серию статей, где такая преемственность должна была прослеживаться. Одну из статей он вчерне закончил. Она называлась "Опыт применения жидкостного ракетного двигателя для полета человека (РП-1)"



С.П. Королев в декабре 1944 г. (г. Казань)

В начале 1943 г. С.П. Королев, находясь в КБ тюремного типа — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, был назначен главным конструктором группы реактивных установок. Занимался улучшением технических характеристик пикирующего бомбардировщика Пе-2, первый полёт которого состоялся в октябре 1943 года. В июле 1944 года С.П. Королева досрочно освободили из заключения по личному указанию И.В. Сталина, после чего он ещё год проработал в Казани.



С.П. Королев на испытаниях жидкостных ракетных ускорителей - РУ-1 (ракетная установка первая — так называлась вся система с двигателем РД-1)

(г. Казань, 7 марта 1945 г.)



Аэродинамический расчет, черновые заметки С.П. Королева о зависимости дальности полета от начального угла траектории от 29 апреля 1945 г.

Подготовленные под руководством С.П. Королева проекты ракет дальнего действия Д-1 и Д-2 были основаны на использовании отработанных технических решений, обеспечивающих создание ракет в кратчайшие сроки. С.П. Королев критически оценивал конструкции Д-1 и Д-2 и изучал возможности их совершенствования. Одним из новых подходов к решению задачи он считал применение порохов, горящих при пониженном давлении в камере. Такой путь позволял рассматривать конструкции с весом заряда до 20 т.

С.П. Королев также делал проработки вариантов конструкции с еще большими весами зарядов. В короткой заметке "К вопросу о предельной дальности пороховых ракет с порохом НН" он писал: "С целью исследования дальности полета двухкамерных пороховых ракет с более широким диапазоном весов ракетных зарядов были просчитаны траектории ракет с весом ракетного заряда 50, 100, 200 т".

В основу расчета траекторий положено условие, что планирование ракет начинается с высоты 30000 м, т.е. на этой высоте скорость полета по баллистической траектории должна быть равна скорости планирования. Это равенство скоростей обеспечивалось соответствующим подбором площадей крыльев.



С.П. Королев у двигателя ракеты "ФАУ-2" (Германия, сентябрь 1945 г.)

После окончания войны во второй половине 1945 года С.П. Королев в числе других специалистов был командирован в Германию для изучения немецкой техники. Особый интерес для него представляла немецкая ракета V-2 (Фау-2), обладавшая дальностью полета около 300 км при стартовой массе около 13 т. "Фау" - от первой буквы немецкого слова Vergeltungswaffee (что переводится как "оружие возмездия"). Создатель ракеты "ФАУ-2" - Вернер Магнус Максимилиан фрайхерр фон Браун (Вернер фон Браун) (нем. Wernher Magnus Maximilian Freiherr von Braun); (1912-1977) — немецкий, а с конца 1940-х годов — американский конструктор ракетно-космической техники, один из основоположников современного ракетостроения, создатель первых баллистических ракет. В США он считается «отцом» американской космической программы.

13 мая 1946 г. было принято Постановление Совета Министров СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения», в соответствии с которым был создан Специальный комитет по реактивной технике при Совете министров СССР. В постановлении говорилось: «... определить как первоначальную задачу – воспроизведение с применением отечественных материалов ракет типа ФАУ-2 (дальнобойной управляемой ракеты)».

В августе 1946 г. С.П. Королёв начал работать в подмосковном Калининграде, где был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 Научно-исследовательского института № 88 Министерства вооружения (НИИ-88 создан 16 мая 1946 г. на базе артиллерийского завода № 88). Отдел 3, входивший в состав Специального конструкторского бюро НИИ-88, стал ядром предприятия, которое ныне называется Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королева.



С.П. Королев с подопытными собаками на полигоне Капустин Яр - ракетный военный полигон в северо-западной части Астраханской области; создан 13 мая 1946 г. для испытаний первых советских баллистических ракет (июль 1951 г.)

13 мая 1946 года вышло секретное постановление Совета Министров СССР № 1017—419 сс по вопросам реактивного вооружения, согласно которому важнейшей задачей стало создание вооружения с применением реактивных двигателей и организация научно-исследовательских работ в этой области. Постановление положило начало ракетно-космической отрасли страны. Кроме военно-стратегических задач, от учёных требовалось проверить возможность полёта в космос человека. Исследования влияния полётов в космос сразу на человеке, в силу ряда причин (в том числе и этических) были невозможны, поэтому было решено проводить эксперименты на животных. Эксперименты по запуску собак в верхние слои атмосферы на геофизических ракетах начали производиться с полигона Капустин Яр в Астраханской области в июле 1951 г..



С.П. Королев, И.В. Курчатов, М.В. Келдыш на даче у Курчатова (июль 1959 г.)

Академики Сергей Павлович Королёв, Игорь Васильевич Курчатов и Мстислав Всеволодович Келдыш – «Три Великих К» – эти славные имена русских учёных навечно внесены в историю мировой науки и техники. «К» — математический, Главный теоретик космонавтики - Келдыш, «К» — атомный - Курчатов и «К» — космический, Главный конструктор - Королёв. Сначала возник дружеский дуэт Королева с Келдышем в 1948 г., а с 1957 г., после запуска первого искусственного спутника Земли, образовалось уже трио с Курчатовым.

Академик С.П. Королев создал ракетную технику страны, имевшую исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, и в то же время первым в мире сумел вырваться в космос, выведя космический корабль во Вселенную.

Академик М.В. Келдыш внес выдающийся вклад в развитие вычислительной математики (аэрогазодинамики летательных аппаратов, в т.ч. — в расчет орбит приземления космических кораблей), что до него никому в мире не удавалось.

Академик И.В. Курчатов — создатель и основатель «Атомной империи» Советского Союза, первый директор Института ядерных энергий и инициатор ее использования в мирных целях, что до Курчатова ни один ученый в мире не пытался сделать.



Групповая фотография: академик С.П. Королев с командой военных летчиков - будущих космонавтов (1960 г.)

Первый отряд космонавтов СССР был сформирован в феврале — апреле 1960 года. Официальное название отряда — 1960 Группа ВВС № 1.

Решение об отборе и подготовке космонавтов к первому космическому полету на космическом корабле «Восток» было принято в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 22-10 от 5 января 1959 года и в Постановлении Совета Министров СССР № 569—264 от 22 мая 1959 года.

Отбор и подготовка будущих космонавтов были поручены Военно-воздушным силам (ВВС) Вооруженных Сил СССР. В космонавты выбирали военных летчиков-истребителей в возрасте до 35 лет.

11 января 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вершинина была организована специальная войсковая часть (В/Ч) № 26266, задачей которой была подготовка космонавтов. Впоследствии эта часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС. 7 марта 1960 года в первый отряд космонавтов были зачислены двенадцать человек: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин.




Космический корабль «Восток»

"Восток" - наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для пилотируемых полётов по околоземной орбите. Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С.П. Королева с 1958 по 1963 гг. Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство.

12 апреля 1961 г. в 9 час 06 мин 59,7 с с космодрома Байконур стартовал первый космический корабль с человеком на борту. На борту корабля находился лётчик-космонавт Ю. А. Гагарин. За 108 минут корабль совершил один виток вокруг Земли и выполнил посадку недалеко от деревни Смеловка Терновского района Саратовской области.




Музыкальное сопровождение выставки:
увертюра к художественному фильму «Укрощение огня» (1972 г.) 
композитора  Андрея Павловича Петрова (1930-2006)



Виртуальную выставку подготовили ст.научные сотрудники Архива РАН:
Загребаева В.Н. и Савина Г.А.
Программно-техническое сопровождение: Драчков А.В.